Независимое аналитическое интернет-издание "Искра" это право на информацию.

Итерация свойственна человеку, рекурсия божественна. © Питер Дойч

На главную страницу

Парольный вход для авторов.

автор: c до

Отсутствие у правительства системного подхода к вопросам нефтяного рынка создает риск остановки большинства НПЗ
Автор: Станислав Власенко      Дата: 16.04.2005 11:57


     Отсутствие у правительства системного подхода к вопросам рынка нефти и нефтепродуктов, а в ряде случаев – отсутствие глубокого понимания специфики нефтеперерабатывающей отрасли негативно влияет на работу крупнейших производителей нефтепродуктов в Украине. Оглашенные сегодня меры по регулированию рынка, которые могут закончиться введением полного государственного регулирования оптовых и розничных цен на нефтепродукты, создают риск остановки большинства НПЗ из-за убыточности их деятельности.
     
     В апреле 2005 г. на рынке нефтепродуктов Украины наблюдается рост цен. Причины роста цен являются комплексными и вызваны рядом факторов объективного характера.
     1. Рост цен на нефть. Апрельские контракты заключались украинскими НПЗ по цене $290-300/т, что более чем на 22% выше по сравнению с ценами на нефть в марте. Это является закономерным результатом роста цен на мировых биржах, где в течение марта были зафиксированы исторические рекорды цен на нефть (до $60/барр.).
     Данное повышение цен на нефть – на $60/т - является наиболее весомым фактором роста цен на нефтепродукты в Украине. При пересчете на тонну бензина и дизтоплива это определяет рост цен в объеме около 500 грн/т к мартовским ценам.
     2. Внедрение в Украине нового принципа взимания акцизного сбора. Вместо ранее действовавшей фиксированной ставки на бензин и дизтопливо в размере 60 и 30 евро за тонну соответственно, правительство установило дифференцированный акциз в объеме 20% от «оборота с реализации» для бензинов и 10% для дизтоплива. Даже без учета последнего роста цен это обозначает достаточно ощутимое повышение этого налога. При расчетной цене на бензин А-95 в марте 3100 грн/т согласно новой методике акциз составляет 74 евро/т или на 23,3% больше, чем фиксированная ставка, действовавшая ранее. С учетом произошедшего повышения цен на нефть ставка акциза в сегодняшней цене бензина А-95 (3700 грн/т) составляет уже 89 евро. Таким образом, увеличение акциза составило 200 грн/т. По дизтопливу акциз увеличился на 60 грн/т.
     3. Компенсация производителями льготных поставок агрокомплексу. Цена на дизтопливо 2400 грн/т для поставок сельхозтоваропроизводителям является крайне низкой и в отсутствие со стороны правительства компенсационных механизмов нефтепереработчики вынуждены компенсировать убытки от данных поставок увеличением цен на остальные реализуемые на внутреннем рынке нефтепродукты. При разнице между льготной и рыночной ценой в марте 400 грн/т компенсация на «коммерческих» объемах в среднем составляет 100 грн/т.
     4. Увеличение железнодорожных тарифов. При среднем тарифе на перевозки нефтепродуктов 71 грн/т рост в 1,5 раза предопределит увеличение розничной стоимости светлых нефтепродуктов на 2-3 коп/л. Дополнительной нагрузкой на цены внутреннего рынка станет увеличение тарифов и на экспортные перевозки нефтепродуктов.
     
     Как показывает приведенный анализ ситуации, с учетом уже вступивших в силу факторов рост оптовых цен на нефтепродукты имеет потенциал для роста на 200-300 грн/т. В то же время есть и ряд серьезных предпосылок для дальнейшего роста цен на нефтепродукты.
     1. Дальнейший рост стоимости сырья. Ведущие эксперты мирового рынка нефти прогнозируют сохранение тенденции роста цен на нефть. Помимо существенного роста потребления энергоносителей основным фактором удорожания нефти будет сезонное увеличение спроса на нефть в мире. Из года в год эта тенденция повторяется, а пик цен приходится на сентябрь-октябрь.
     Применительно к Украине, где цена формируется российским внутренним рынком нефти, в мае следует ожидать роста цен в связи с сезонным увеличением экспортной мощности России благодаря повышающейся пропускной способности морских портов и началу речной навигации. Украинское направление остается наименее прибыльным для российских экспортеров, а соответственно цена майских ресурсов будет формироваться в крайне сложных условиях.
     2. Нехватка топлива. Остановка на ремонт Лисичанского и Херсонского заводов ухудшит наполнение внутреннего рынка нефтепродуктами. Ликвидация дефицита возможна за счет увеличения переработки на других НПЗ или импорта нефтепродуктов. Первый вариант маловероятен, так как предпринимаемые правительством решения по жесткому регулированию цен на нефтепродукты и ограничение экспорта приведет к снижению рентабельности нефтеперерабатывающих производств и как следствие к ограниченности объемов переработки нефти на НПЗ.
     Ожидать существенных объемов импорта сложно по причине искусственного дисбаланса в ценах на украинском рынке и в Европе, на которую ориентированы основные экспортеры нефтепродуктов в Украину – Литва и Беларусь. Ограничение цен на внутреннем рынке и сохраняющиеся высокие налоги на импорт делают эти поставки в Украину «непроходными».
     
     Наряду с объективными факторами роста цен, которые сегодня одинаково влияют на все без исключения европейские страны и США, применительно к Украине существует и ряд субъективных внутренних причин. Главная из них – отсутствие у правительства системного подхода к вопросам рынка нефти и нефтепродуктов, а в ряде случаев – отсутствие глубокого понимания специфики нефтеперерабатывающей отрасли. Оглашенные сегодня меры по регулированию рынка, которые могут закончиться введением полного государственного регулирования оптовых и розничных цен на нефтепродукты, создают риск остановки большинства НПЗ из-за убыточности их деятельности. В данном случае колоссальные потери будут складываться из неконтролируемой ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов и смежных с ним в сумме с потерей госбюджетом поступлений налогов от нефтяных компаний.
     Вместе с тем правительство еще не использовало весь рыночный инструментарий для создания максимально благоприятных условий для поставщиков нефтепродуктов. Среди таких мер в частности должны выступать:
     1. Либерализация импорта нефтепродуктов. В частности речь должна идти о высококачественных нефтепродуктах, обладающих европейскими сертификатами качества. Достаточно ощутимый импульс их поставок может дать отмена сбора 10 евро/т в Пенсионный фонд, минимизация и унификация импортных пошлин, дифференцированная система которых на сегодня противоречит европейской практике. Эти решения находятся полностью в компетенции правительства и не требуют законодательного урегулирования.
     2. Интенсификация создания Национальной интегрированной нефтяной компании. Восстановление координации между «Укрнафтой», «Укртатнафтой», Шебелинским ГПЗ ДК «Укргаздобыча» и НАК «Нафтогаз Украины» как источника финансирования закупок сырья способно обеспечить более 30% рынка нефтепродуктов и соответственно занять доминирующее положение на этом рынке. Кроме того, на примере работы этих производств государство сможет понять реальную экономику нефтепереработки, исключив в своих действиях непродуманные шаги.
     3. Восстановление системы мониторинга цен и ресурсов на рынке нефти и нефтепродуктов. Также крайне необходимым видится восстановление работы на постоянной основе Экспертно-аналитической группы, состоящей из представителей правительства и нефтеперерабатывающих компаний.
     


Автор: Станислав Власенко прочтений: 1034 оценки: 0 от 0
© Свидетельство о публикации № 1572
  Цена: 1 noo



Ваши комментарии

Пароль :

Комментарий :

Осталось символов

Доступна с мобильного телефона
Чат
Опросы
Музыка
Треки
НеForМат
Академия
Целит
Юрпомощь


О сервере


О проекте
Юмор
Работа
О нас

Earn&Play
Для контактов
skype:noo.inc


Этот сайт посвящен Георгию Гонгадзе, символу борьбы за свободу, журналисту, патриоту, человеку... Ukraine NBU Hrivnya rate
Russian ruble rate
Noo Web System



Редакция за авторские материалы ответственности не несет
стать автором
Micronoo Links Neformat Links Noo Links Chess Links Forex Links Weapon Links

Идея и разработка
компании NOO
На сайт разработчика