Независимое аналитическое интернет-издание "Искра" это право на информацию.

Не верь, не бойся, не плати. ©

На главную страницу

Парольный вход для авторов.

автор: c до

40 лет первому пассажирскому рейсу Ту-144
Автор: Виктор Смирнов      Дата: 02.11.2017 15:40


     1 ноября 2017 года исполнилось 40 лет с момента выполнения первого коммерческого рейса Ту-144 с пассажирами на борту.
     
     1 ноября 1977 года в расписании аэропорта Домодедово, который был выбран для базирования первого советского сверхзвукового самолета, появились новые строчки:
     
     рейс №499 Москва - Алма-Ата
     
     рейс №500 Алма-Ата - Москва
     
     Этому предшествовала длительная работа разработчиков машины и служб аэропорта. Летные испытания для допуска машины к перевозке пассажиров выполнялись до Актюбинска и Алма-Аты.
     
     Командир Ту-144 Борис Кузнецов рассказывал:
     
     "В этих полетах возили по 8 тонн разного оборудования на борту. Скорости на испытаниях доходили до 2,3 Маха, высота – до 23 тысяч метров – там военные-то мало еще летали. На такой высоте разреженность воздуха большая – самолет вяло рулей слушается. И вот мы с обычной техники на такие высоты и скорости!!! Кураж был, конечно, что говорить.
     
     Стоянки для самолета были особые, обычные бетонные плиты усилили стальными листами. Взлетный вес на выруливании у нас был около 200 тонн, сравнимо с Ил-86 (215 тонн). Перед каждым запуском стоянку мыли. Установили отбойные щиты, которые реактивную струю от двигателей отбрасывали вверх. Мощность-то у нас была что надо, больше, чем у того же Ил-86.
     
     В аэровокзале выделили под рейсы Ту-144 отдельную зону регистрации. Накануне начала полетов с пассажирами провели так называемый "розыгрыш" - инсценировку обслуживания рейса с регистрацией пассажиров и т.д. Все было готово для начала работы.
     
     Для регулярных рейсов Ту-144 выбрали Алма-Ату, 3200 км от Москвы. Мы заправляли 98 тонн, расход 40 тонн в час, оставалось 18 тонн, далеко уже не улетишь. И была другая важная причина была – звуковой удар. А трасса в Алма-Ату идет над пустынной местностью. Европа ведь постоянных трасс для полетов на сверхзвуке так и не сделала.
     
     1 ноября 1977 года выполнили первый рейс с пассажирами. Про него уже много было рассказано. Как нас провожал Борис Павлович Бугаев, министр гражданской авиации, как трап не смог отъехать, потому что аккумуляторы разрядились из-за тренировок накануне. Задержались на полчаса. Но слетали успешно, туда и обратно. Началась регулярная эксплуатация".
     
     Пассажирские рейсы на новом самолете из Домодедово в столицу Казахской ССР и обратно выполнялись один раз в неделю, а затем частота полетов была увеличена до двух раз в неделю.
     
     Расстояние свыше 3200 км Ту-144 преодолевал в два раза быстрее обычных реактивных самолетов. Однако за скорость пассажирам приходилось доплачивать - если билет на обычный самолет стоил 62 рубля 50 копеек, то за полет на Ту-144 необходимо было заплатить дополнительно сбор "за скорость и комфорт" в размере 22 рублей.
     
     Борис Кузнецов:
     
     "Экипажи каждый раз менялись, хотя к вылету приезжали оба – основной и резервный. Стоянка в Алма-Ате была два часа, мы за это время успевали пообедать, и обратно. Регулярность была почти 100%. На запасной с пассажирами не уходили ни разу. Было несколько неожиданных случаев в полете, которые мы успешно разрешали. Машина все-таки очень новая была во всех отношениях.
     
     На эшелоне, это 17000 метров, обычно шли на автопилоте. Карта на приборе в кабине сама движется – видно, где летишь. Перед каждым вылетом устанавливали гироскопы – около часа, потом сократили время до 25 минут.
     
     Был у нас прибор - индикатор вертикальных режимов. Чтобы более экономно расходовать топливо – приборной скорости должна соответствовать определенная высота. Это обеспечивает наименьший расход топлива. Этот индикатор потом у нас переняли французы для Конкорда, а нам взамен дали автомат слежения за центровкой.
     
     Снижение начиналось где-то за 400 км, на обычном самолете иней может появиться на обшивке, а тут в кабине возле лица - как будто горячий утюг стоит, обжечься можно. Жар накапливался на эшелоне. На снижении скорость теряется, и на земле уже холодненький самолет. На посадке парашюты всегда выпускали, как на Ту-104".
     
     Выполнялись полеты из Москвы в Алма-Ату недолго - их закрыли после катастрофы 23 мая 1978 года в окрестностях города Егорьевск проходившего испытания Ту-144Д. На этом веха пассажирских перевозок на первом и единственном советском сверхзвуковом пассажирском самолете была закрыта.


Автор: Виктор Смирнов прочтений: 169 оценки: 0 от 0
© Свидетельство о публикации № 16321
  Цена: 1 noo



Ваши комментарии

Пароль :

Комментарий :

Осталось символов

Доступна с мобильного телефона
Чат
Опросы
Музыка
Треки
НеForМат
Академия
Целит
Юрпомощь


О сервере


О проекте
Юмор
Работа
О нас

Earn&Play
Для контактов
skype:noo.inc


Этот сайт посвящен Георгию Гонгадзе, символу борьбы за свободу, журналисту, патриоту, человеку... Ukraine NBU Hrivnya rate
Russian ruble rate
Noo Web System



Редакция за авторские материалы ответственности не несет
стать автором
Micronoo Links Neformat Links Noo Links Chess Links Forex Links Weapon Links

Идея и разработка
компании NOO
На сайт разработчика