Независимое аналитическое интернет-издание "Искра" это право на информацию.

Культуру надо насаждать! Даже силой... Иначе нас всех ждет крах. © Сергей Капица

На главную страницу

Парольный вход для авторов.

автор: c до

Древний город майя на Юкатане Чичен-Ица
Автор: Елена Рыбина      Дата: 11.01.2019 22:27


     Древний город Чичен-Ица некогда политический, экономический, торговый и религиозный центр самого известного из всех племен майя – ицы, располагается неподалеку от современного поселения Писте на севере полуострова Юкатан, Мексика. Руины Чичен-Ица являются федеральной собственностью, но поддерживаются и восстанавливаются при участии Мексиканского Института Национальной Антропологии и Истории. Интересно, что земельный участок, на котором располагаются исторические памятники, находится в частной собственности и принадлежит семье Barbachano. Название «Чичен-Ица» означает на древне-майском «место у колодца племени Ица». «Ица» - называли этническую группу, которая получила политическое и экономическое господство на севере полуострова. Есть предположение, что «Itz» у цивилизации майя означало «волшебство», а «а» - «вода». Itzá на испанском языке часто переводится как "Brujas del Agua» (Ведьмы Воды). Отметим, что есть археологические доказательства в книгах Chilam Balams, что на этой территории был другой, более древний город, до правления племени Ица на севере Юкатан.
     
     Считается, что основан Чичен-Ица примерно в 5-6 веке нашей эры, к началу шестого столетия город достиг своего расцвета, что соответствовало концу Раннего Классического периода. Это период совпадал с концом Позднего Классического и началом Терминального Классического периодов. Чичен-Ица стал главным региональным центром политической, социокультурной, экономической и идеологической жизни в северной земле майя.
     
     Некоторые этноисторические источники утверждают, что приблизительно в 987 г. король племени тольтеков Topiltzin Ce Acatl Quetzalcoatl прибыл сюда со своей армией из центральной Мексики и попытался превратить Чичен-Ицу в город похожий на Тулу (крупный город в центрально-восточной Мексике). В искусстве и архитектуре с этого периода прослеживается комбинация стилей тольтеков и майя. Однако последние исторические сведения утверждают, что Чичен-Ица существовал в эпоху Позднего Терминального Классического периода, в то время как постройки города Тула относятся к эпохе Раннего Послеклассического периода. По словам историка и исследователя Диега де Ланда тальтек Topiltzin Ce Acatl Quetzalcoatl явился именно основателем города Чичен-Ица, и якобы в честь него названа одна из главных построек пирамида Кукулькана (Эль-Кастильо). Позже было доказано, что Кукулькан жил гораздо позже и в принципе мог явиться в Чичен Ица в 987 году. Как обычно исторические изыскания путаны, различные гипотезы часто противоречат друг другу. Но ясно одно, что тальтеки, все же оказали на майя влияние и это явно прослеживается в архитектуре зданий и их убранстве.
     
     Скорее всего, миграция у народов региона полуострова Юкатан происходила многократно, и вполне возможно, что город основали именно тальтеки в 6-ом веке, а через два столетия туда пришел народ ица и уже дал поселению свое имя – Чичен-Ица. Потом опять тальтекский Кукулькан совершил завоевание, но уже в X веке. Вот такая непростая история.
     
     Какое значение имел Чичен-Ица для индейской цивилизации полуострова Юкотан? Он был главным экономическим оплотом в северной долине майя во времена ее расцвета. Путь водных торговых маршрутов пролегал через порт Isla Cerritos, поэтому город мог получать необходимые ресурсы для существования из весьма отдаленных мест, таких как центральная Мексика (обсидиан) и Южная Центральная Америка (золото). После того как в X веке в Чичен-Ица пришли тальтеки город продолжал развиваться и именно к тому периоду относятся некоторые тальтекские постройки. Упадок Чичен-Ица приходится приблизительно на 1178 год, когда произошло нападение на эти земли объединенного войска из Майяпана, Ицмаля и Ушмали, ими руководил прославленный полководец Хунк Кеель. Город разграбили и частично разрушили. Может быть, из-за этого жители в большинстве своем оставили его стены. Еще некоторое время после упадка Чичен-Ица был обитаем, а Священный сенот являлся местом паломничества. Однако оставим на некоторое время повествование об истории Чичен-Ица и перенесемся в сам город, рассмотрим его в деталях.
     
     В Чичен-Ица и ныне сохранилось много прекрасных каменных сооружений, а некоторые из них были восстановлены. Здания связаны между собой плотной сетью дорог, построенных цивилизацией майя. Эти пути сообщения, называемые «sacbeob» («белые дороги»), соединяли все здания города, - они состояли из камня и щебня, а сверху были покрыты штукатуркой известняка. Строения в Чичен-Ица сгруппированы в комплексы, и каждый комплекс сооружений был когда-то отделен от других рядом низких стен. Три самых известных из них: Большая Северная Платформа (которая включает памятники Эль-Кастильо, Храм Воинов и Большая площадка для игры в мяч); группа Ossario (в том числе пирамида Оссарио и Храм Xtoloc) и Центральная Группа (El Caracol, Las Monjas и Akab Dzib). К югу от Las Monjas, в области, известной как Chichén Viejo (Старый Чичен) открываются археологам несколько других комплексов, таких как Группа Начального Ряда, Группа Перемычек, и Группа Старого Замка.
     
     Отдельное место в религиозной и культурной жизни майя занимали Священные колодцы (сеноты), рассказ о Чичен-Ица был бы не полным без упоминания о них. Северу Юкатана свойственен засушливый климат и отсутствуют наземные реки, однако есть два больших естественных отверстия в земле, названные «cenotes» (сеноты), заполненные водой. Предполагают, что сеноты обеспечивают окрестности водой круглый год, таким образом, регулируют водный баланс в Чичен-Ица. Из двух сенотов, "Cenote Sagrado" или Священный сенот самый большой, он составляет 60 метров в диаметре и колокло 50 метров в глубину. Согласно испанским источникам в предколумбийской цивилизации майя в сеноте совершали жертвоприношение для бога дождя Chaac. В качестве подношений выступали как люди, так и другие объекты. Эдвард Герберт Томпстон (Edward Herbert Thompson) исследовал «Священный сенот» с 1910-1910 гг., где обнаружил образцы золотой, нефритовой и глиняной посуды, кусочки ткани, раковин, дерева, обсидиана, а также человеческие останки (в основном мужские и детские). Исследование костей, обнаруженных в священном сеноте, показало, наличие ран, поэтому и был сделан вывод о возможных человеческих жертвоприношениях у майя.
     
     Поговорим немного Большой Северной Платформе и конкретно об одном из самых примечательных памятников - Эль-Кастильо (в переводе с испанского означает "замок"), второе название - пирамида Кукулькана. У этой 9-ти ступенчатой пирамиды есть квадратные терассы с лестницами и каждая из этих 4 сторон тянется к храму на вершине, которая располагается на высоте 24 метра над землей. На весеннем и осеннем равноденствии при солнцестоянии, угол пирамиды бросает тень в форме змеи – кукулькан - вдоль западной стороны северной лестницы. В эти два дня тени от угловых рядов скользят вниз к северной стороне пирамиды, и совершается движение солнца в виде движения головы змеи.
     
     Древние культуры, проживавшие на территории Центральной Америки, сооружали характерные большие пирамиды, в данном случае Эль-Кастильо именно такой пример.
     
     В середине 1930-ых мексиканское правительство спонсировало раскопки в Эль Кастильо. После нескольких неудачных попыток они обнаружили лестницу под северной стороной пирамиды. Прорывая траншеи от вершины, они нашли другой храм похороненный ниже имеющегося. В этом, более древнем храме, была найдена статуя-трон Чак Моол (Chac Mool) и трон в форме красного ягуара, сделанного из инкрустированного нефрита. Чичен-Ица славится и другими примечательными находками. Так, археологи расчистили несколько площадок для игры в мяч (точнее их всего 7). Приблизительно в 150 метрах на северо-запад от Кастильо находится самая большая подобная площадка в Центральной Америке. Она имеет размеры 166х68 метров, огороженная стенами высотой 12 м, в центре стены высоко прикреплены кольца с вырезанными переплетающимися змеями. На стенах изображены команды игроков. Если приглядеться, то мы увидим следующее: в одной группе был обезглавлен один из игроков, и из раны бьет семь струй крови; шесть из оставшихся участников обращаются извивающимися змеями, и центр становится вьющимся растением.
     
     В одном из концов площадки расположен Северный Храм (Храм Бородатого Человека). Это маленькое здание каменной кладки с резным орнаментом на внутренней стене, рисунок изображает человека с резьбой под подбородком, напоминающей бороду. В южном конце площадки расположен больший храм, но он в руинах и поэтому проблематично восстановить его былой облик.
     
     В восточную стену площадки для игры в мяч встроен Верхний Храм Ягуара, который украшен большими колоннами, вырезанными в уже знакомом нам мотиве крылатой змеи. Внутри храма есть большая фреска с изображением сцен сражения. У входа в Низкий Храм Ягуара (позади площадки) располагается трон ягуара, подобный тому, что мы видели в Эль Кастильо. Платформа Орлов и Ягуаров построена в стиле майя в комбинации со стилем тольтеков. На каждой стороне площадки изображены орлы и ягуары с человеческими сердцами в пастях.
     
     Комплекс «Храм Воинов» включает 4-х ступенчатую пирамиду, на котором между рядами колонн изображены воины. По стилю Храм Воинов похож на тольтекский храм, расположенный в Туле, и указывает на некоторую форму культурного контакта между этими двумя областями.
     
     Группа Тысячи Колонн вдоль южной стены Храма Воинов раньше была накрыта крышей, которая не сохранилась до наших дней. Колонны находятся в трех разных секциях: восточной, северной (столбы с резными фигурками солдат), северо-восточной (содержит прямоугольные, украшенные резными фигурками людей, богов, животных и змей). Следующий комплекс Чичен-Ица - группа Оссарио, находящаяся к югу от Северной группы, на которую ориентируется второй по величине сенот в Чичен-Ица, Xtoloc. Пирамида Оссарио, выглядет также как и Эль-Кастильо, только меньше по величине. У Оссарио имеется четыре грани с лестницами на каждой из них. В этом комплексе есть храм на вершине, но в отличие от Эль-Кастильо, в центре располагается отверстие в пирамиде, которое приводит к естественной пещере на 12 метров ниже. Там были обнаружены скелеты и нефритовые бусинки, и ученые предположили, что здесь хоронили священников, однако точных доказательств этому не нашли.
     
     Храм Xtoloc был недавно восстановлен. Он служит преддверием одноименного сенота в Чичен-Ице. Храм содержит ряд пилястров, вырезанных с изображениями людей, а также птиц и мифологических сцен. Между храмом Xtoloc и Ossario несколько выровненных структур: Платформа Венеры, Платформа Могил, и маленькая круглая безымянная платформа.
     
     В центральной группе зданий располагается комплекс классических сооружений, построенных в архитектурном стиле Puuc. Этот комплекс Las Monjas (в переводе с испанского "Монахини" или "Женский монастырь") фактически был правительственным дворцом. Соседние здания около комплекса "Monjas": "Красный Дом" и "Дом Оленя". На севере от Las Monjas расположено круглое здание на большой квадратной платформе Эль Каракол El Caracol ("улитка", названная так из-за каменной винтовой лестницы). Структура этого здания весьма необычна для архитектуры майя, поскольку круглая форма нехарактерна для строений этой культуры (остальные постройки - прямоугольные). Существует гипотеза, что этот объект мог быть чем-то типа обсерватории с дверьми и окнами, расположенными четко «на пути» к планете Венере.
     
     Akab Dzib расположен восточнее Каракол ("Дом Таинственного Письма", "плоский дом с чрезмерным числом палат”) - это был дом администрации Чичен-Ица. Здание восстановлено в 2007 году. Это сооружение относительно короткое: 6 метров высотой, и 50 метров в длину, 15 метров шириной. У длинного западного фасада есть семь дверных проемов. У восточного фасада четыре дверных проема, разделенные большой лестницей, которая приводит к крыше. У южного конца здания есть один вход. Дверь открывается в маленькую палату, и на противоположной стене мы видим другой дверной проем, выше которого на перемычке вырезаны специальные знаки — "таинственное" или "неясное" письмо, которое и дало зданию его сегодняшнее имя.
     
     Старым Чиченом "Old Chichen" обозначают группы структур на юге центрального участка Чичен Ица. Он включает Начальную Группу, Фаллический Храм, Платформу Великой Черепахи, Храм Сов, и Храм Обезьян. Отдельно в Чичен-Ица также есть множество других структур, плотно сгруппированных в церемониальном центре приблизительно на 5 кв. км., имеется также несколько отдаленных вспомогательных участков.
     
     На этом наша беглая экскурсия по Чичен-Ица заканчивается. И пора подвести черту, поведав читателю о том, что случилось с городом после его запустения. В 1526-1535 годах испанская армия в лице конкистадора Francisco de Montejo и его сына под покровительством испанского короля пыталась завоевать полуостров Юкатан. Война закончилась победой испанских сил, и в 1588 году Чичен-Ица превратился в ранчо для крупного рогатого скота.
     
     Гораздо позже на территории города производились археологические раскопки, но только в 70-ых годах прошлого века начались реставрационные работы. Сейчас множество сооружений, имеющих громадную историческую ценность, восстановлено и тщательно оберегается Мексиканским Правительством и ЮНЕСКО. В 2007 году Чичен-Ица вошел в число Семи Новых Чудес Света.
     
     "Колодец смерти " или Сенот
     
     Из этого глубокого природного колодца древние майя, даже несмотря на засуху, никогда не брали воду. Священный колодец (сенот) в Чичен-Ице был местом религиозного паломничества, сюда приходили, чтобы принести жертвы Юм-Кашу, богу лесов и полей, и бросали в сенот не только драгоценности, но и прекрасных девушек.
     
     Древний город майя Чичен-Ица на полуострове Юкатан прославился среди туристов своими прекрасными архитектурными сооружениями, среди которых наиболее впечатляет ступенчатая пирамида Пернатого змея — таинственный храм Кукулькана. Однако не менее загадочен Священный сенот — его еще называют Колодец смерти, Колодец жертв или Колодец мертвых девственниц. Это гигантская естественная карстовая воронка диаметром около 60 метров и примерно такой же глубины. Согласно легендам и письменным источникам испанских хронистов, в Колодец смерти в период засухи майя бросали молодых красавиц и ценные вещи. Эти жертвы приносили индейским божествам, чтобы вымолить у них дождя для иссушенной земли. Дело в том, что рек на Юкатане почти нет, а дождевая влага легко просачивается через пористый известняк и сразу уходит в землю, поэтому все земледелие майя напрямую зависело от атмосферных осадков, и засуха здесь была настоящей катастрофой.
     
     Впервые о Колодце смерти в древнем городе Чичен-Ица упомянул еще в 1566 году испанский епископ Диего де Ланда, который в свое время усиленно боролся с язычниками на полуострове Юкатан, где обитали племена индейцев майя. Он писал о майя: «Был у них обычай бросать в этот колодец живых людей, и они верили, что люди те не погибают, хотя никто их больше не видел». Охотников за сокровищами особенно заинтересовало упоминание де Ланды о том, что в колодец попадали не только люди, но и драгоценности. Майя «бросали туда и многое другое, — отмечал де Ланда, — например, самоцветы и вещи, которые считали наиболее ценными. И если было в их стране золото, то в этом колодце должна была бы находиться большая часть его, так велико было почтение, которым индейцы окружали это место».
     
     Неизвестно, пытались ли испанские конкистадоры достать сокровища со дна колодца, но в любом случае такие попытки были обречены на неудачу — большая глубина и 11-метровый слой грязи и ила служили надежным препятствием для любителей наживы. Первую попытку обследовать дно колодца и достать драгоценности предпринял в 1882 году француз Дезире Шарнэ. Он с большим трудом доставил в Чичен-Ицу две землечерпалки, однако так и не смог начать работы из-за того, что неправильно оценил глубину колодца. Первое обстоятельное изучение Священного сенота связано с именем Эдварда Томпсона, который в 1885 году получил место консула США на Юкатане. Томпсон специально добивался этого назначения, хотя его совсем не привлекала подобная работа. Он просто стремился совмещать полезное с приятным, изучая цивилизацию древних майя. Особенно Томпсона интересовал Колодец смерти, ведь новоиспеченный консул поверил записи де Ланды о том, что там, на дне, должны храниться несметные сокровища. Эдвард Томпсон не был археологом, однако он настолько увлекался историей, что решил буквально посвятить свою жизнь исследованию Священного сенота. Он истратил почти все свое состояние, чтобы стать владельцем асьенды Сан-Исидоро, на территории которой находился колодец. Остаток денег ушел на закупку необходимого оборудования. С большими сложностями из США в Чичен-Ицу доставили специальную землечерпалку, которую в 1904 году установили на южной стороне сенота.
     
     Землечерпалка исправно поставляла со дна сенота все новые и новые порции грязи, которую тщательно просматривали нанятые Томпсоном индейцы. Длительное время кроме камней и полусгнивших веток ничего не попадалось, но вот индейцы обнаружили два странных шарика, которые оказались комками копаловой смолы, используемой майя при всех религиозных обрядах. Потом землечерпалка извлекла прекрасно сохранившийся череп (как установили потом, молодой девушки) и пару женских сандалий, что подтвердило записи де Ланды о человеческих жертвоприношениях. Хотя с помощью землечерпалки из колодца продолжали появляться кости жертв и древние предметы — сосуды, деревянные орудия, обсидиановые ножи, куски нефрита, — Томпсон понимал, что только погрузившись на дно сенота, можно обследовать все его впадины и расщелины и найти наиболее ценные предметы.
     
     В 1909 году Томпсон вызвал телеграфом двух греческих водолазов, которые доставили к колодцу все необходимое оборудование. Эдвард был полон решимости лично спуститься на дно и поэтому за короткий срок прошел «курс молодого водолаза». Индейцы с тревогой наблюдали, как их хозяин, которого они за годы совместной работы успели полюбить, уходил под воду. Они считали, что на дне колодца обитают злые духи и страшные чудовища. Ни духов, ни чудовищ на дне колодца Томпсон не увидел, там царила абсолютная тьма. И хотя искать сокровища приходилось на ощупь, находки следовали одна за другой. Это были статуэтки из нефрита, золотые фигурки, колечки и колокольчики, оружие и предметы быта древних майя. Энтузиаста особенно поразили золотые рельефные диски с религиозными и военными эпизодами из жизни индейцев. Среди наиболее важных находок оказались прекрасная золотая маска и золотая же корона, украшенная изображением Пернатого змея. Раскрывший тайну Священного сенота
     
     Однажды Томпсон, находясь в колодце и раздумывая о новых находках, перед подъемом забыл про воздушные вентили и стал подниматься на поверхность с огромной скоростью. Хотя он, все-таки успел их открыть, его сильно ударило о дно понтона, вследствие чего Томпсон практически потерял слух на всю оставшуюся жизнь. Некоторые склонны видеть в этом происшествии некое подобие проклятия фараонов, считая, что таким образом человек понес наказание за вторжение в царство мертвых и осквернение древних святынь. Однако не стоит забывать, что археолог-любитель был довольно неопытным водолазом, к тому же, несмотря ни на что, ему удалось осуществить свою мечту и раскрыть тайну Священного сенота. В результате исследований была собрана весьма впечатляющая коллекция прекрасных ювелирных изделий и предметов быта древних майя, которую Томпсон передал в дар музею Пибоди при Гарвардском университете.
     
     Однако содержимое Колодца смерти не давало покоя и другому исследователю, мексиканскому археологу Давалосу Уртадо, который считал, что Томпсон со своим примитивным оборудованием не смог полностью извлечь все исторические ценности, накопленные там веками. В 60-е годы прошлого века Уртадо, используя современный землесосный снаряд и помощь целой команды аквалангистов, предпринял новый штурм Священного сенота. Ожидания мексиканского ученого полностью оправдались — в первый же день из недр колодца достали каучуковую фигурку божества, и это было только начало. Хотя золотых предметов команда Уртадо не нашла, все, что они выудили из колодца, с исторической точки зрения оказалось бесценным — тысячи фрагментов изделий из хлопковой ткани, немало плетеных и деревянных предметов, среди которых была и диковинная маска. Давалос Уртадо мечтал на время осушить Колодец смерти и извлечь полностью все древности с его дна, но осуществить эту идею он не успел, умерев довольно рано. Инициатором третьего этапа подводного обследования колодца в Чичен-Ице был Ф. Кирк Джонсон. В 1967 году в сенот был засыпан хлор, который на время уничтожил мелкие водоросли и сделал воду прозрачной. Благодаря этому удалось достать множество керамических изделий и различные фрагменты человеческих останков.
     
     К сожалению, «раскопки» сенота невозможно было производить как положено, слой за слоем, поэтому археологи датировали поднятые со дна предметы, сравнивая их с аналогичными находками из других мест. Любопытно, что многие обнаруженные в колодце вещи, которые ученые отнесли к наиболее ранней эпохе, перед тем, как попали в сенот, были намеренно повреждены — статуэтки из нефрита разбиты, а изделия из золота смяты.Череп, извлеченный со дна колодца
     
     В ранний период, с IX по XI век н.э., когда Чичен-Ица переживал свой расцвет, богам жертвовалось множество изделий из нефрита и золота, а в поздний период, особенно в XIII-XVI веках, правящая элита города уже обеднела, поэтому в колодец бросали в основном медные колокольчики, резные деревянные предметы и сосуды с остатками сожженной копаловой смолы. Хотя, по древней легенде, в жертву сеноту приносились прекрасные девушки, и его даже называли Колодцем мертвых девственниц, исследование нескольких десятков человеческих останков, извлеченных со дна, показало, что ритуальными жертвами были не только девушки, но и мужчины, и даже дети. Все обнаруженные в колодце предметы и ювелирные изделия составили великолепную коллекцию, прекрасно иллюстрирующую историю легендарной цивилизации древних майя.
     
     


Автор: Елена Рыбина прочтений: 74 оценки: 0 от 0
© Свидетельство о публикации № 24743
  Цена: 1 noo



Ваши комментарии

Пароль :

Комментарий :

Осталось символов

Доступна с мобильного телефона
Чат
Опросы
Музыка
Треки
НеForМат
Академия
Целит
Юрпомощь


О сервере


О проекте
Юмор
Работа
О нас

Earn&Play
Для контактов
skype:noo.inc


Этот сайт посвящен Георгию Гонгадзе, символу борьбы за свободу, журналисту, патриоту, человеку... Ukraine NBU Hrivnya rate
Russian ruble rate
Noo Web System



Редакция за авторские материалы ответственности не несет
стать автором
Micronoo Links Neformat Links Noo Links Chess Links Forex Links Weapon Links

Идея и разработка
компании NOO
На сайт разработчика