Независимое аналитическое интернет-издание "Искра" это право на информацию.

На главную страницу

Парольный вход для авторов.

автор: c до
Новые условия – новая военная доктрина. часть 1
Автор: админ      Дата: 12.02.2007 16:36
Об авторе: Махмут Ахметович Гареев - президент Академии военных наук, генерал армии.

     В этом номере «НВО» публикуются основные материалы военно-научной конференции Академии военных наук и руководящего состава Вооруженных сил РФ, состоявшейся 20 января и посвященной теме «Структура и основное содержание новой Военной доктрины России». Содержание выступления на этом форуме начальника Генерального штаба генерала армии Юрия Балуевского было изложено в № 3 «НВО». Тексты докладов и сообщений, прозвучавших на конференции, печатаются с сокращениями (см. стр. 4-7).
     
     Махмут Гареев
     
     Необходимость разработки новой редакции военной доктрины России возникла в связи с тем, что после утверждения действующей доктрины в 2000 году произошли существенные изменения в развития геополитической и военно-политической обстановки, характере угроз оборонной безопасности государства. К тому же некоторые положения утвержденной военной доктрины оказались нежизненными.
     
     Предлагается записать в новой редакции, что военная доктрина – это система официально принятых в государстве концептуальных взглядов и положений на противодействие угрозам и обеспечение оборонной безопасности, предотвращение войн и вооруженных конфликтов, военное строительство, подготовку страны, Вооруженных сил и войск к защите Отечества, способы подготовки и ведения вооруженной борьбы и других форм борьбы в целях обороны страны.
     
     Из этого определения видно, что военная доктрина отражает не в полном объеме вопросы национальной безопасности, а только ту их часть, которая связана с оборонной безопасностью.
     
     Разумеется, было бы более обоснованным, если бы разработке основ Военной доктрины предшествовало принятие новой Концепции национальной безопасности. Но поскольку разработка этого документа задерживается, вполне возможно рассматривать одновременно и некоторые концептуальные вопросы национальной безопасности.
     
     Кроме того, в действующем варианте доктрины слишком много отвлеченных теоретических положений. Например, перечисление принципов, целей, задач, видов строительства, подготовки и применения ВС или международного военного сотрудничества, других вопросов, которые изложены в соответствующих словарях, учебниках и энциклопедиях. Все эти положения никого ни к чему не обязывают и поэтому спросить с кого-то за их выполнение невозможно. В документе, где излагаются официальные взгляды, недопустимо излишнее отвлеченное теоретизирование.
     
     ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
     
     В самом начале Военной доктрины обычно принято давать в сжатом виде перспективы развития военно-политической обстановки. При оценке характера современных угроз и способов противодействия им обозначились два подхода.
     
     Первый, принятый в действующей военной доктрине, ориентируется только на военные угрозы.
     
     Второй предполагает исходить из коренных военно-политических изменений в мире и учета более широкого круга угроз, вызываемых как военными, так и невоенными средствами. На опыте распада СССР, Югославии, на примере цветных революций в Грузии, Украине, Киргизии и других регионах можно наглядно убедиться, что главные угрозы объективно существуют и реализуются не только или не столько военными средствами и способами, а в основном – скрытыми и открытыми методами политико-дипломатического, экономического, информационного воздействия, различными подрывными действиями и вмешательством во внутренние дела других стран.
     
     Если по-прежнему наша военная доктрина будет определять только военные угрозы и военные способы обеспечения безопасности страны, тогда напрашивается необходимость иметь отдельную «доктрину», которая определила бы порядок противодействия так называемым невоенным угрозам. Но все эти невоенные и военные угрозы отделить друг от друга невозможно, они тесно взаимосвязаны – нередко «дипломатический» нажим или экономические санкции подкрепляются вооруженной блокадой, другими формами силового давления.
     
     На наш взгляд, было бы более целесообразным рассматривать все военные и невоенные угрозы в их органическом единстве и изложить официальные взгляды на обеспечение безопасности страны в одном документе. Возможно, его следует тогда называть «оборонная доктрина».
     
     Если обобщить все многочисленные и многообразные угрозы, то главные из них в современных условиях представляются примерно в следующем виде. Во-первых, это политика и усилия определенных международных сил и ведущих государств, посягающих на суверенитет РФ, ущемление ее экономических и других интересов, различные формы политического и информационного давления и подрывных акций. Особенно острый характер приобретает угроза энергетической безопасности. Высшие руководители НАТО даже изменение цен на энергоресурсы склонны теперь рассматривать как своего рода агрессию.
     
     Во-вторых, угроза применения ядерного оружия против России и распространения оружия массового поражения. Практически ядерное оружие всех государств, владеющих им сегодня, предназначено в конечном счете против России.
     
     В-третьих, сохраняются военные угрозы для России, вызванные вероятностью возникновения вооруженных конфликтов, а при определенных обстоятельствах – и крупномасштабной войны. Стремление ведущих держав сделать качественный рывок в достижении доминирующего военно-технического превосходства, наличие на подступах к России мощных группировок вооруженных сил, резко нарушающих военный баланс, – все это также нельзя сбрасывать со счетов. Следует учитывать, что НАТО расширяет сферу своей деятельности и намерена действовать в глобальном масштабе.
     
     Из внутренних угроз наиболее опасными являются терроризм и сепаратизм.
     
     Исходя из этого, в военной доктрине можно было бы записать, что первоочередной задачей Вооруженных сил и других войск становится первоочередная готовность к выполнению боевых задач в локальных вооруженных конфликтах, антитеррористических операциях и мобилизационная готовность к выполнению задач в региональных крупномасштабных войнах
     
     Поскольку для ведущих стран мира (в т.ч. России, Китая, США, НАТО) существуют общие угрозы, в российской военной доктрине целесообразно также иметь положения, которые способствовали бы сопряжению и согласованию военных доктрин различных стран, в том числе в области борьбы с терроризмом. Возможно и разделение зон ответственности между НАТО и ОДКБ.
     
     В настоящее время еще недостаточно уделяется внимания выявлению замыслов и планов практических действий многочисленных международных и транснациональных сил, особенно их сугубо скрытых мозговых политических и экономических центров, соответствующих филиалов в различных странах. Поэтому многие важные процессы оказываются вне поля нашего зрения. С учетом этого обстоятельства целесообразно определить задачи по совершенствованию разведывательной деятельности.
     
     ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
     
     В этом разделе, как и прежде, предлагается изложить важнейшие положения военной политики России на современном этапе, отношение государства к обороне и защите Отечества.
     
     Провозглашая свою приверженность к миру и сотрудничеству со всеми странами, вместе с тем необходимо четко и определенно подчеркнуть готовность и решимость России отстаивать свои национальные интересы, независимость и территориальную целостность страны всеми имеющимися средствами, в том числе и путем применения военной силы.
     
     Нет оснований отказываться и от понятия «оборонительный характер» военной доктрины. 21 декабря 1990 года Генеральной Ассамблеей ООН принята резолюция, в которой говорится о том, что на вооруженные силы всех государств должны возлагаться задачи лишь предотвращения войны, индивидуальной и коллективной самообороны, а также совместных действий в соответствии с главой VII Устава ООН в отношении угроз миру, нарушения мира и актов агрессии.
     
     При всех обстоятельствах значение военной силы сохраняется, и сегодня в мире считаются прежде всего с государствами, чья экономическая мощь подкрепляется мощью военной.
     
     Уже отмечалось, что в последние годы удельный вес невоенных средств значительно возрос. Работа по противодействию им осуществляется различными государственными органами. Но есть необходимость более тесной и четкой координации. Требуется определить ответственный за это направление деятельности головной орган, которым мог бы быть аппарат Совета безопасности.
     
     Координацию деятельности всех государственных органов и силовых ведомств в интересах обороны страны целесообразно возложить на заместителя председателя правительства – министра обороны РФ. Поскольку руководство силовыми структурами осуществляется президентом РФ, целесообразно наделить министра обороны и правами заместителя Верховного главнокомандующего. Система руководства обороной страны и управления ее военной организацией должна быть такой, чтобы ее не приходилось перестраивать с переходом на военное положение, как это было в 1941 году.
     
     В политических основах военной доктрины целесообразно со всей определенностью сказать об отношении Российского государства к обороне страны. Она должна носить всенародный характер. Воспитание патриотизма должно быть определено как важнейшая государственная и общественно значимая задача.
     
     В свете сказанного большим изъяном Концепции национальной безопасности и действующей военной доктрины является то, что, по существу, все задачи по обеспечению безопасности возложены на федеральные органы. Принижена роль губернаторов и других местных органов власти, самих граждан. Все это целесообразно учесть при переработке Концепции национальной безопасности и военной доктрины.
     
     Кроме того, в первом разделе найдут отражение и правовые вопросы (в том числе международные), а также вопросы организации обороны страны.
     


Автор: админ прочтений: 948 оценки: 0 от 0
© Свидетельство о публикации № 2696
  Цена: 1 noo



Ваши комментарии

Пароль :

Комментарий :

Осталось символов
Доступна с мобильного телефона
Чат
Опросы
Музыка
Треки
НеForМат
Академия
Целит
Юрпомощь


О сервере


О проекте
Юмор
Работа
О нас

Earn&Play
Для контактов
skype:noo.inc


Этот сайт посвящен Георгию Гонгадзе, символу борьбы за свободу, журналисту, патриоту, человеку... Ukraine NBU Hrivnya rate
Russian ruble rate
Noo Web System



Редакция за авторские материалы ответственности не несет
стать автором
Micronoo Links Neformat Links Noo Links Chess Links Forex Links Weapon Links

Идея и разработка
компании NOO
На сайт разработчика