Бог коварен, но незлонамерен. © Альберт Эйнштейн

В Китае внедрили ген человеческого мозга в эмбрион обезьяны
Автор: Алексей Журов      Дата: 27.06.2019 17:26

В Китае внедрили ген человеческого мозга в эмбрион обезьяны      Это вызвало международный научный скандал

Китайские ученые из Университета зоологии Куньмина в рамках исследования развития человеческого мозга внедрили ген MC HP 1, или микроцефалин, который отвечает за регулирование роста мозга плода, в геном макаки. Это генетическое изменение сделало обезьян умнее, однако международное научное сообщество раскритиковало эксперимент. Исследование опубликовано в журнале National Science Review.

Трансгенные организмы давно не являются прорывом в науке. Первые подобные эксперименты прошли еще в 1974 году, когда гены Staphylococcus aureus были сплайсированы в Escherichia coli. Первая трансгенная обезьяна с генами медузы была создана еще 2001 году. Человеческие гены часто добавляют обезьянам для изучения аутизма, а мышам несколько раз внедряли микроцефалин.

Однако китайские ученые впервые в истории использовали трансгенных обезьян для изучения генетического происхождения человеческого мозга.

В рамках исследования команда ученых внедрила в эмбрионы обезьян человеческий микроцефалин. В результате родились 11 трансгенных макак, из которых выжили только пять. Ученые считают, что это сделало обезьян умнее — мозгу плода понадобилось больше времени для формирования, однако они демонстрируют лучшие навыки памяти и реакцию быстрее, чем их неизмененные сверстники.

Это была первая попытка понять эволюцию человеческого познания с использованием модели трансгенной обезьяны.

Генетик Бин Су из Института зоологии Куньмина
     Многие эксперты и ученые раскритиковали подход китайских исследователей, поскольку наука до сих пор не пришла к единому соглашению, этично ли менять гены животных, особенно в области их сознания, для изучения человека. Кроме того, многие европейские страны, а также США запрещают подобные эксперименты.

Китайские ученые последние полгода находятся в центре скандалов вокруг экспериментов в области генетики. 22 января китайские власти официально подтвердили рождение первых в мире детей из отредактированных эмбрионов — Лулу и Наны, а также беременность еще одной участницы проекта. О рождении первых в мире детей с отредактированными генами стало известно в конце ноября, однако научное сообщество тогда скептически отнеслось к заявлению генетика Хэ Цзянькуя из-за отсутствия научной работы и исследований.

В ходе расследования власти Китая пришли к выводу, что Хэ Цзянькуй проводил все эксперименты по редактированию генов эмбрионов, пытаясь привить им устойчивость к ВИЧ, самостоятельно — не предупредив о своих экспериментах никого. В сообщении министерства отмечалось, что Хэ «намеренно избегал внимания со стороны властей», однако не поясняется, о каком надзоре идет речь.

В итоге власти Китая введут уголовную ответственность для ученых, которые проводят эксперименты с геномным редактированием без получения специального разрешения