Независимое аналитическое интернет-издание "Искра" это право на информацию.

Бог коварен, но незлонамерен. © Альберт Эйнштейн

На главную страницу

Парольный вход для авторов.

автор: c до

Перезагрузка Выдубичей: второй вокзал – и новый район
Автор: Алексей Журов      Дата: 27.06.2019 18:14


     Если спросить у известных архитекторов и урбанистов Киева, трансформация какого района была бы наиболее заметной и влияющей на развитие всего города, то многие из них точно назовут Выдубичи и промзону Теличка. Этот район вблизи Печерска, расположенный на берегу Днепра, по территории соизмерим с историческим Подолом, а близость устья Лыбеди и Лысой горы добавляет историзма и значимости. Не удивительно, что здесь предлагали разместить и бизнес-район – «киевский Дефанс» или «Манхеттен», и многофункциональный «новый Подол», и новый админцентр страны, а то и администрацию президента.
     
     Выдубичи действительно меняются: здесь не так давно единственная муниципальная автостанция превратилась в полноценный автовокзал, в глубине промзоны появились арт-кластер, телестудия, с разных сторон подступают новые жилые комплексы – даже печерские новостройки уже у самых железнодорожных путей, – обустраивают платформу для аэроэкспресса в Борисполь… «Большой Киев» разбирался, как развивается эта территория сейчас и что можно ожидать в будущем в случае комплексного планирования.
     
     «Развязка века»: ни проехать, ни пройти
     
     Транспортная развязка на Выдубичах по праву считается самым сложным транспортным узлом не просто Киева – всей Украины. Трехуровневое магистральное автомобильное движение с эстакадами и тоннелями, местные проезды в промзону и на автовокзал, вдобавок – железнодорожная развязка, станция метро и уйма наземного транспорта…
     
     У Выдубицкой развязки несколько задач. Первая – это заезды на Южный мост, и с ней развязка как-никак справляется. Однако не всем нужно на левый берег. Но чтобы попасть с улицы Саперно-Слободской на Надднепрянское шоссе, то есть поехать в центр города, придется объезжать – такого поворота нет (один из вариантов – прокатиться на левый берег и обратно). «Весело» и если пытаться свернуть с Саперно-Слободской на Столичное шоссе – придется попетлять через Железнодорожное шоссе.
     
     Причина таких маршрутов – с советских времен на Выдубичах не построена еще одна эстакада как продолжение улицы Бойчука (Киквидзе) до Столичного шоссе. Несколько лет назад, кажется, дело сдвинулось с мертвой точки, но дальше зеленого забора дело не двинулось. При этом не совсем ясно, по какому проекту будет строиться эстакада: «усеченному», удобному только для заезда-съезда в сторону Столичного шоссе, или чтобы удобно было съезжать и в центр на набережную, и заезжать на Дарницкий мост…
     
     С заездами на Дарницкий мост с Выдубичей все вообще грустно. С Саперно-Слободской на него не попадешь – объезд или через улицу Бойчука, или через бульвар Дружбы Народов, а это весь поток транспорта с Голосеевского района. С улицы Бойчука – та же ситуация, через бульвар. Правда, с Железнодорожного шоссе можно попетлять в нижнем уровне Выдубицкой развязки, но из-за насыщенного трафика это сомнительная затея.
     
     Когда строился мост, существовали планы построить тоннель под Ботаническим садом имени Гришко – с выходом на Железнодорожное шоссе и далее на хордовую дорогу вдоль железной дороги. Однако проект «припал пылью», а сейчас на месте, где тоннель должен был выходить на поверхность, уже достраивают многоэтажки. Облегчить ситуацию может полноценная развязка с Бойчука на Столичное шоссе со всеми поворотами, а также развитие Железнодорожного шоссе.
     
     Сейчас на месте, где планировался портал тоннеля, стоят высотки
     Сейчас его сложно назвать полноценным – всего две полосы, разворот троллейбусов и маршруток, пешеходов отправляют на пути к метро сразу на платформу железнодорожной станции (отчего невозможно установить турникеты для учета пассажиров). Хотя дальше к центру Железнодорожное шоссе – четырехполосная дорога, пустая в часы пик.
     
     Расширить Железнодорожное шоссе можно двумя способами: или двигать железную дорогу («отхватить» одну платформу и одни пути – что в принципе реально и сейчас, но тогда нужны еще хотя бы одни пути для аэроэкспресса и электричек), или строить двухэтажную дорогу – «наземный тоннель». Можно также использовать тоннель автовокзала – он широченный, в четыре полосы, а для автобусов достаточно две.
     
      Широченный тоннель на автовокзале – автобусам хватит и половины
     Широченный тоннель на автовокзале – автобусам хватит и половины
     Полноценно же запустить Железнодорожное шоссе можно, если вывести под Демеевским путепроводом мимо нижнего фасада ТРЦ «Океан Плаза» и строящегося «Океан Молл» к улице Казимира Малевича. Собственно, во многом «благодаря» неразвитым заездам Дарницкий мост недогружен транспортом, при перегруженных остальных автомобильных мостах.
     
     Впрочем, и так Выдубицкая развязка перегружена, из-за пагубной «традиции» советских времен делать широкие заезды на путепроводах. Четыре полосы в одну сторону с улицы Саперно-Слободской, плюс по две на заездах с Надднепрянского шоссе и Столичного шоссе – дают в суме восемь полос, но никак не три полосы, которые идут дальше по мосту. Итог – есть даже планы построить в месте смыкания полос светофор, так как развязка уже не работает.
     
     Пассажирский хаб: второй вокзал для Киева
     
     К статусу междугороднего хаба общегородского значения Выдубичи шли постепенно. Сначала, еще в 1991 году, здесь открылась одноименная станция метро и в течение года, до пуска метрополитена по Южному мосту, пробыла конечной. Изначально здесь был только один выход, однако в июле 2001 года открыли и второй – одновременно с железнодорожной платформой и первой муниципальной автостанцией. Такие пересадочные хабы должны были появиться на въездах в столицу с разных направлений, следующим должен был стать «Сырец», но дело не пошло, Выдубичи стали первыми и пока единственными.
     
     Следующим этапом стало строительство железнодорожной эстакады – Выдубичи давно были «бутылочным горлышком» для железной дороги, и с появлением эстакады на всем протяжении от Вишневого до Дарницы линия наконец стала четырехпутной.
     
     Заодно была перестроена автостанция – в 2012 году появился больший терминал, пусть и построенный наспех, со множеством недочетов (вскоре потекла крыша, а через коммуникации устроили переход-пандус). Только в конце 2013 года заново отстроили платформу «Выдубичи-Трипольское» мироновского направления.
     
     А не так давно, несколько лет назад, на Выдубичах начали делать остановку некоторые поезда дальнего следования, хотя это до сих пор не станция, а де-юре лишь остановочный пункт станции Киев-Демеевский. Сейчас же здесь строят отдельную платформу для аэроэкспресса в Борисполь – и вот уже удобные пересадки с автобуса на поезд в аэропорт, все на одном пятачке. Или с поезда, если он делает остановку, а не придется кататься на Центральный вокзал.
     
     Вообще тема децентрализации Центрального железнодорожного вокзала назрела для Киева давно. Конечно, красиво прогонять поезда через весь город, собирая пассажиров, однако это дополнительная и неравномерная загрузка самого нагруженного участка железной дороги через центр. Другая крайность – определить «вокзалы направлений»: Киев-Пассажирский обслуживает запад и Одессу, Дарница – восток, Выдубичи – Мироновку и Днепр, а связь между ними – городская электричка и шаттл-поезд Kyiv Boryspil Express.
     
     Оно бы так, но пока станция Дарница остается без скоростного общественного транспорта, она «не взлетит»: ехать сюда неудобно и ненадежно. Однако куда выгоднее выглядит обустройство на Выдубичах полноценного железнодорожного вокзала, который удобен как для девого берега (доступ как через зеленую линию метро, так и через городскую электричку), так и для административного Печерска.
     
     В отличие от Дарницы, Выдубичи по логистическим характеристикам практически идентичны Центральному вокзалу: также окраина центра, также есть метро и многочисленный наземный транспорт, имеется автовокзал (причем полноценный, а не полулегальная «яма»), возможности развития торговых центров, есть площадки под строительство паркингов. И отличная автомобильная развязка что на выезд из города, что на аэропорт «Борисполь» — намного лучше, чем у Центрального.
     
     Конечно, на Выдубичах тесновато для обустройства такого масштабного вокзала, как Киев-Пассажирский, однако несколько новых путей и платформ вполне поместятся. Самым привлекательным видится перенос сюда поездов мироновского направления, следующих на Днепр, Кременчуг, Черкассы, Кривой Рог. Так их можно вообще убрать с самой загруженной железнодорожной магистрали Дарница – Киев-Пассажирский, оставив ее только для поездов на запад и на восток.
     
     Причем пересадок с поездов мироновского направления на другие меньше всего. Если пересадки с поезда на поезд «восток-запад» резонны, то по направлениям «запад-Днепр» и «восток-Днепр» зачастую нет смысла ехать через Киев, есть хордовые поезда не через столицу. Дополнительная связь со станцией Киев-Пассажирский — через аэроэкспресс и городскую электричку. Кстати, подвоз пассажиров поездов дальнего следования на Выдубичи с Дарницы также может выполнять аэроэкспресс.
     
     Что для этого нужно достроить на Выдубичах? Сейчас в мироновском направлении всего одна платформа Выдубичи-Трипольское, даже без обгонного пути остановка поезда блокирует все движение. Есть вопросы и по безопасности: платформа расположена на радиусе, и машинисты физически не видят, все ли пассажиры зашли, можно ли трогаться. Так что нужно еще несколько путей с платформами в направлении Мироновки-Днепра, причем на более прямом участке.
     
     Причем платформы могут быть тупиковыми, как в Одессе, — это позволит разместить их более компактно, возможно, даже вторым уровнем над автовокзалом. Для поездов «Интерсити» разворот через тупик – вообще не проблема, для «классических» же поездов с отдельными локомотивами может быть пару платформ с транзитными путями или же тот же «одесский» способ прибытия-отправления.
     
     Например, короткие тупиковые платформы для поездов «Интерсити» можно расположить над нынешними перронами автовокзала, упирая в насыпь основной магистрали; три платформы будет более чем достаточно. А в сторону путепровода с улицы Бойчука есть место, чтобы расположить две-три транзитные длинные платформы, часть которых могли бы использовать и поезда на пути с Центрального вокзала на Дарницу. В другом конце этих платформ, у путепровода, разумно разместить также небольшой терминал — здесь есть и разворот на развязке (удобно для такси), и большой супермаркет, который так войдет в кластер вокзала. Хорошо бы и перестроить терминал автовокзала — все же другой уровень и пассажиропотоки.
     
     «Наш дом – Выдубичи»: жилые комплексы и будни местных
     
     Любой район становится обжитым, когда там появляются местные жители, точнее, их количество и активность достигают определенного критического уровня, когда откладывать обустройство городского пространства уже как-то не получается. На первый взгляд, Выдубичи – чисто транспортно-промышленный район, ну, может, немного разбавленный торговлей и немного другими видами бизнеса. Но на самом деле это не так – есть здесь «аборигены», а вскоре их станет в разы больше.
     
     «Коренными» жителями Выдубичей по праву можно считать обитателей поселка Мостостроя – улицы Баренбойма, где расположились несколько общежитий мостостроителей еще с ранних послевоенных времен. В 1943 году при освобождении Киева мостостроители за 13 суток отстроили временный железнодорожный мост, исторически здесь расположилась база Мостостроя.
     
     Со временем выросли сначала невысокие общежития, позже – девятиэтажка, обустроилась улица, появились магазин, спорткомплекс, клуб… Назвали улицу в честь Исаака Баренбойма – руководителя «Мостотреста-1», ведавшего до войны строительством знаменитого «Сталинского метро». Жители поселка Мостостроя давно отстаивают приватизацию общежитий компании-банкрота и в буквальном смысле борются с городским пространством.
     
     До метро от этого уютного внутри микрорайончика всего 1,3 км, но общественного транспорта нет (когда-то ходила развозка), дорога разбита и зимой подтапливается (на Набережно-Печерскую дорогу свозят снег), а подземный переход на Надднепрянском шоссе (ближайшая остановка транспорта) вызывает страх у женщин и детей – здесь были случаи и нападений, и изнасилований, и убийств…
     
     Со стороны Печерска к Выдубичам традиционно спускался частный сектор, который в наши дни в основном представляет собой элитные особняки. Однако не так давно развернулось масштабное строительство – причем на месте, где планировался выход из автомобильного тоннеля под Ботаническим садом. Для строительства ЖК «Эдельвейс» и «Новепечерська вежа» срыли склон. Пока сюда ездят бетоновозы, но через год-два хлынут местные жители. И не только на машинах – ведь до метро «Выдубичи» всего 600 метров. Но каких – разбитые тротуары, железнодорожная платформа, «прелести» автовокзала…
     
     Также совсем недалеко от метро «Выдубичи» – те же 1,3-1,5 км, что от улицы Баренбойма, – до нижних домов на Стратегическом шоссе. Ближе всех сейчас это скандальный ЖК «Мозаика», пока не заселенный недострой «империи» Анатолия Войцеховского. Однако неподалеку немало высотных жилых домов, откуда тоже вроде бы недалеко до метро, автовокзала, ж/д станции. И путь здесь также не самый приятный – тротуары вдоль металлобазы и на развязке, непродуманные переходы, пустынность – и опасность нападений, контингент здесь еще тот.
     
     Четвертое направление пешеходных потоков местных жителей – пока в проекте, точнее – в виде стройплощадки ЖК «Свитло Парк». Большой комплекс на 7,5 тысячи квартир расположится южнее Выдубицкой развязки по Столичному шоссе, фактически прилегая к промзоне Теличка. По уровню вызова окружающей городской среде он соизмерим со знаменитым строящимся посреди одноименного полуострова ЖК «Рыбальский» — рядом жилья нет в принципе. К метро от «Свитло Парка» тоже недалеко – всего порядка километра, но приятным этот путь не назовешь.
     
     Интеллект вместо бетона: как на Теличке растет креативный кластер
     
     Когда заходит речь о реновации Телички, может сложиться впечатление, что это территория сплошь заброшенных заводов и здесь все только ожидают преобразований. На самом деле это вполне «живая» промзона, просто здешние предприятия не предполагают большого количества работников: например, ТЭЦ, рыбхоз, стройбазы, деревообрабатывающий комбинат и, конечно же, огромный бетонный завод имени Ковальской, на который работает в основном грузовая железнодорожная станция, и даже поселок самоселов – этакие киевские фавелы. Есть здесь и огромные гаражные кооперативы еще советских времен – также малоэффективное землепользование…
     
     «Гогольфест» стал первой масштабной интервенцией в промзону Телички
     Впрочем, здесь появляются и объекты уже из постиндустриального мира: арт-кластер, телестудия, лодочная станция, торговые центры у метро, несколько больших специализированных магазинов, офисы. Этим компаниям здесь тяжело: улицы слабо приспособлены для движения пешеходов, да и для легковых машин – промзона же. А учитывая практически отсутствие фасадов – только заборы предприятий, — назвать здесь городское пространство дружественным сложно. Однако у офисов открываются небольшие кафе, у проходных – уличная еда, общественным транспортом пока служат развозки – но мало-помалу район обживается.
     
     Ядро промышленной функции Телички – железнодорожные подъездные пути, которые позволяют той же «Ковальской» использовать собственные железнодорожные составы-цементовозы для производственных нужд, путями пользуются и другие компании. Если город поставит себе за цель преобразовать Теличку, а это значит распрощаться с большей частью предприятий, то необходимо предложить разумную альтернативу по логистике, с доступом к железной дороге. Очевидно, что такое переселение может происходить не сразу, а та же компания «Ковальская» могла бы выступить застройщиком соседних площадок Телички, а затем и своей.
     
     Концепций реновации района Теличка за прошлые пару десятилетий было несколько, и все они предполагали тотальную смену характера застройки, без особой привязки к реальному положению дел. Однако все понимают, что, например, ТЭЦ переносить никто не будет – это космически дорого. Также как и далеко не сразу переедет ряд предприятий, которым вполне комфортно находиться на Теличке.
     
     Реалистичное будущее – постепенная реновация в многофункциональный район, где уже появляется жилье, а самый главный ресурс – выход к воде. Здесь-то могут появиться общественные объекты – например, так необходимый Киеву конгресс-холл международного класса, с отелями на берегу, новой набережной, и все это – в пешеходной доступности от перспективного вокзала и на прямой трассе в аэропорт.
     
     Такой объект может одновременно служить и фронт-офисом государственной власти. Современный конгресс-холл с прозрачными офисами и большим залом – идеальное место для публичных мероприятий власти, международных конгрессов, символ прозрачности и открытости, будущего. При этом нет необходимости переводить под чистую все правительственные учреждения с Липок – ведь, как и в случае с ТЭЦ, это в первую очередь не сами здания, а коммуникации и обеспечение. А с Телички на Печерск – рукой подать.
     
     Собственно, до реорганизации административно-территориального деления Киева в 2001 году Выдубичи/Теличка относились не к Голосеевскому (бывшему Московскому) району города, а к Печерскому, что более логично. Теличка – территория развития Печерска, и сейчас уже люксовые жилые комплексы подступили к самым Выдубичам, почти к железнодорожным путям. Но ведь не могут дорогие хорошие дома Печерска, ну пусть его окраины, соседствовать с убогостью нынешних Выдубичей – наверное, единственного места в Киеве, где у станции метро со столов продают алкоголь, а сервис «для местных» – самогон на разлив.
     
     Новые Выдубичи – транспортный хаб национального уровня, с новым вокзалом, автовокзалом, хорошей связью с аэропортом и левым берегом, торгово-развлекательными центрами, присущими современным пересадочным узлам. Новая Теличка – это современный многофункциональный район, где экологичные предприятия и ТЭЦ соседствуют с конгресс-холлом, отелями и жильем, с красивой набережной и публичными пространствами у офисов креативных компаний, и да – еще одной станцией метро «Теличка», которая уже есть в конструкциях, осталось только облицевать и сделать выход.
     
     Законсервированная станция метро «Теличка»: ее поезда проезжают без остановки
     Многофункциональности района добавил бы и нижний вход в Ботанический сад имени Гришко – он своими дальними участками подступает к Выдубичам, однако попасть отсюда в него невозможно. Стоит вспомнить, что еще до войны, когда только планировался «большой» ботанический сад, в планах было обустроить нижний вход, причем с парадной колоннадой и прочими атрибутами «сталинского ампира». Но, как и многие проекты тех времен, эта идея была отложена из-за огромных трат по переезду советской столицы из Харькова в Киев, а затем подготовки и ведения войны.
     
     Можно ли сейчас сделать нижний вход в ботсад? Теоретически можно – внизу территории теплицы муниципального зеленстроя, однако нужен надземный переход над трассой и железной дорогой. Практически это можно реализовать как торговый центр и терминал над дорогой внизу улицы Тимирязевской, но в Киеве такие проекты пока не делали. Вызов для архитекторов? Город будущего на Выдубичах! С уймой развязок – но удобный, плотно застроенный – но зеленый и у воды.
     
     Кстати, помимо Днепра, здесь еще летописная Лыбедь под легендарной Лысой горой – и это единственный природный участок ее русла… Исторический флер времен Киевской Руси в копилку ребрендинга Выдубичей.
     
     
     
     инвестиции в интернет проекты
     


Автор: Алексей Журов прочтений: 377 оценки: 0 от 0
© Свидетельство о публикации № 27653
  Цена: 1 noo



Ваши комментарии

Пароль :

Комментарий :

Осталось символов

Доступна с мобильного телефона
Чат
Опросы
Музыка
Треки
НеForМат
Академия
Целит
Юрпомощь


О сервере


О проекте
Юмор
Работа
О нас

Earn&Play
Для контактов
skype:noo.inc


Этот сайт посвящен Георгию Гонгадзе, символу борьбы за свободу, журналисту, патриоту, человеку... Ukraine NBU Hrivnya rate
Russian ruble rate
Noo Web System



Редакция за авторские материалы ответственности не несет
стать автором
Micronoo Links Neformat Links Noo Links Chess Links Forex Links Bloodway

Идея и разработка
компании NOO
На сайт разработчика