Независимое аналитическое интернет-издание "Искра" это право на информацию.

Твоё только то, что ты понял. ©

На главную страницу

Парольный вход для авторов.

автор: c до

Что мешает украинскому православию объединиться? (часть 2)
Автор: админ      Дата: 22.02.2007 15:31


     Антиутопия или будущее туманно
     
     Боюсь, ни один человек не сможет спрогнозировать, каким образом будут разворачиваться события. Церковный организм в моменты потрясений зачастую выдает такие симптомы и способен на такие повороты, что только диву даешься.
     
     Никто не сможет сказать, сколько конфессий мы получим в результате простого решения Синода УПЦ взять курс на автокефалию. Романтики, вроде президента Ющенко, скажут: Единую Соборную УПЦ. А где гарантия, что у нас не начнут появляться новые патриархи, митрополиты "всея Руси-Украины", для которых период церковной неразберихи всегда был самым благодатным временем? Нет никаких оснований всецело полагать, что даже те епископы УПЦ, которые стремятся к автокефалии, будут согласны принять её, если новую церковь принципиально захочет возглавить Филарет.
     
     А вот в случае, если некоторые епископы УПЦ добьются от патриарха Алексия принятия их в свое непосредственное подчинение, мы будем иметь мощную Русскую Православную Церковь на территории Украины, порядок в которой Москве, скорее всего, удастся навести быстро. И в каком состоянии будут различные "автокефальные" УПЦ, и сколько их будет, остается только гадать.
     
     Исходя из этого, становится немного понятной на первый взгляд инертная и пассивная (а часто довольно агрессивная) позиция митрополита Владимира, которую он занял по отношению к стремлениям президента. Тот статус-кво, который мы имеем на данный момент, несомненно, во многом трагичен, но перспектива новых волнений в православном мире Украины, возможно, обещает быть не менее печальной. Сейчас мы имеем хоть какое-то равновесие разнонаправленных сил в УПЦ, нарушать которое очень небезопасно.
     
     Судя по всему, Ющенко готов взять на себя дестабилизирующие функции, но Владимир всячески избегает "симфонизировать" с ним в этой ситуации. И кто знает, так уж плоха его старческая нерешительность в подобных делах?
     
     Филарет - человек и ледокол
     
     Чрезвычайно популярная в свое время книга Виктора Суворова "Ледокол", в которой автор пытается обосновать свой тезис о том, что Сталин, преследуя свои цели, сам, так сказать, выращивал Гитлера, всячески способствуя его возвышению, почему-то сразу приходит на ум, когда пытаешься всмотреться в нынешнюю ситуацию с украинским православием.
     
     Очевидно, что нет никаких оснований считать, что Патриарх Филарет сознательно выполняет политический заказ из Москвы, но действует он, как ни парадоксально это может прозвучать, в чрезвычайно выгодном для РПЦ направлении.
     
     Давайте на минуту попробуем принять один из главных тезисов Патриарха Филарета о том, что Московский патриархат часто играет роль геополитического рычага Кремля, которым последний стремится манипулировать не только на территории Российской федерации, но и, в частности, в Украине.
     
     Филарет же всячески позиционирует себя как человека, который стремится вырвать украинское православие из кабалы северного соседа, и создание УПЦ КП было как раз, одним из шагов на пути к этой благородной цели.
     
     А теперь вернемся в то время, когда не было в Украине раскола церквей, а была лишь одна православная церковь, которой после развала Советского Союза, по утверждениям многих церковных деятелей и даже Алексия Второго Москва готовилась выдать автокефалию.
     
     Поверим Филарету еще раз в том, что Москве очень уж не хотелось идти на этот шаг, и поставим вопрос: как в такой ситуации следовало бы поступить Патриарху Алексию, если бы он действовал исходя из интересов имперского Кремля?
     
     Рискнем предположить, что, имея перед собой неоднородную украинскую православную общину, следовало бы её четко разграничить и именно так, чтобы смело можно было бы сказать: та её часть, которая стремится к независимости, делает что-то неправильное. А в нашем случае - раскол.
     
     Ведь в чем можно было обвинить людей внутри единого церковного организма, если бы они выражали свое желание иметь независимую церковь в независимом государстве? Чрезвычайно выгодно таких людей вывести за рамки структуры и повесить негативный ярлык. Тем более, такой страшный, как раскольничий.
     
     Это будет иметь влияние и на такую часть общества, которая традиционно называется "болотом", - людей не могущих определится, какую сторону принять, но которых легко подтолкнуть (или же оттолкнуть) к выбору неким удачным ходом.
     
     И поставив себя в ситуацию человека из "болота", для которого УПЦ и УПЦ КП - понятия вполне неразличимые, но в обществе нагнетается представление о Киевском патриархате, как о раскольничьей организации, легко представить себе в чью пользу такой человек сделает свой выбор.
     
     Та страшная Москва, которую описывает Патриарх Филарет, получила от него прекрасный подарок - теперь у неё есть пугало, которое можно еще продолжительное время использовать. Как для отпугивания верующих от пути к автокефалии, так и для аргументов в пользу того, что давать независимость УПЦ (МП) не время - ведь существуют более серьезные и актуальные проблемы. В частности - "уврачевания" тяжкой раны раскола.
     
     Опять же, идя в след за логикой Патриарха Филарета, мы может сделать вывод от том, что имперский Кремль может быть вполне доволен тем, как до сих пор развиваются события внутри украинского православия.
     
     Две перспективы Петра Зуева
     
     Уже упоминаемый нами священник Петр Зуев, в своей недавней публикации в "Зеркале недели" пишет: "Если бы все православные общины Украины объединились под омофором одного Первоиерарха, то эта Церковь была бы наиболее многочисленной Поместной Церковью в мире (около 15 тысяч приходов). Увы, чтобы подобное объединение состоялось, необходимо совпадение нескольких факторов: единомыслие православного епископата по вопросу поместности, получение нового канонического статуса Украинской Церковью и признание его мировым Православием, наконец, достойная кандидатура на пост Первоиерарха объединенной Церкви".
     
     Зададим себе вопрос: если сейчас столь очевидный симптомом времени в православном мире, хоть как это ни скрывается, есть позиционное противостояние двух мощных центров - Константинополя и Москвы - нужен ли этим крупным игрокам еще один, потенциально не менее масштабный. А ведь именно Украинская православная церковь могла бы стать чрезвычайно влиятельным участником событий в православном мире. И нет никаких оснований предполагать, что вселенское православие чем-то рисковало бы в этом случае.
     
     Еще раз процитируем о. Петра: "У идеи поместности среди епископата УПЦ есть сторонники. Мы имеем дело с исторически неизбежным процессом. Рано или поздно Украинская Церковь обретет статус Поместной и объединится. Или... или православие рискует быть вытесненным на маргинес современной жизни Украины".
     
     Сейчас же, имеем то, что имеем: довольно неясную ситуацию, отсутствие сколько-либо конструктивного диалога между деноминациями, и лишь отдельные голоса, призывающие что-то менять.
     
     
     


Автор: админ прочтений: 1095 оценки: 0 от 0
© Свидетельство о публикации № 2831
  Цена: 1 noo



Ваши комментарии

Пароль :

Комментарий :

Осталось символов

Доступна с мобильного телефона
Чат
Опросы
Музыка
Треки
НеForМат
Академия
Целит
Юрпомощь


О сервере


О проекте
Юмор
Работа
О нас

Earn&Play
Для контактов
skype:noo.inc


Этот сайт посвящен Георгию Гонгадзе, символу борьбы за свободу, журналисту, патриоту, человеку... Ukraine NBU Hrivnya rate
Russian ruble rate
Noo Web System



Редакция за авторские материалы ответственности не несет
стать автором
Micronoo Links Neformat Links Noo Links Chess Links Forex Links Weapon Links

Идея и разработка
компании NOO
На сайт разработчика