Независимое аналитическое интернет-издание "Искра" это ваше право на информацию.

Gens Una Sumus. (лат. "Мы все одна семья.") © лозунг FIDE

На главную страницу

Парольный вход для авторов.

автор: c до

Банковская тайна: Кому финансисты рассказывают секреты клиентов
Автор: Алексей Журов      Дата: 02.02.2020 17:47


Банковская тайна: Кому финансисты рассказывают секреты клиентов      Банки автоматически «сливают» налоговикам сведения по ФОПам. Данные по другим клиентам выдают по запросам госорганов и постановлениям судов. За раскрытием банковской тайны часто следуют аресты счетов.
     
     Налоговикам автоматически «сливают» сведения по ФОПам, а остальные данные выдают по запросам госорганов и постановлениям судов.
     Понятие «банковская тайна» постепенно отмирает в Украине. Первые тревожные симптомы появились в далекие 2000-2001 годы. Тогда, еще при Николае Азарове, Государственная налоговая администрация пыталась договориться с Нацбанком об автоматическом предоставлении финансовой информации. Активно лоббировалось постановление НБУ, обязывающее банкиров массово раскрывать налоговикам данные их клиентов.
     
     Сделать это в то время не вышло. Но уже в 2019 году фискалы смогли добиться своего: ряд банков начал снабжать их сведениями, содержащими банковскую тайну — сколько денег на счете и как они расходуются или прибывают. То есть налоговики могут отслеживать движения по счету. В первую очередь, это делают госбанки, во вторую — коммерческие финучреждения.
     
     «Сливают» данные по ФОПам
     Пока банки докладывают преимущественно о физлицах-предпринимателях (ФОП — укр.). О массовом «сливе» данных по счетам физических и юридических лиц речь еще не идет.
     
     «Распространенной стала практика автоматического обмена информацией между налоговыми органами и банковскими учреждениями в отношении счетов физлиц- предпринимателей. Фискалы считают, что сегодня значительная часть ФОПов скрывает свои реальные доходы, используя для предпринимательской деятельности счета, открытые как для обычных физических лиц. Это приводит к умышленному занижению оборотов бизнеса и к уклонению от уплаты налогов», — рассказал «Минфину» юрист ЮК Legal House Михаил Гурин.
     
     В каком именно режиме и какие именно данные по счетам предпринимателей получают налоговики — точно неизвестно. Есть неподтвержденная информация о том, что сведения уходят в Налоговую службу только при расчетах на крупные суммы. То есть как только ФОП превышает годовые лимиты по оборотам, установленные для его налоговой группы — 1, 2 или 3-ей, — фискалы об этом узнают.
     
     Недавно Нацбанк наделал много шума своим постановлением №162: сначала позволил ФОПам переводить средства на свой личный счет (физлица) только после уплаты всех налогов и сборов, а затем отменил эту оговорку. Так что сейчас действует простое правило: предприниматели могут перебрасывать средства на свои личные карты в любой момент, когда это потребуется.
     
     Читайте также: Нацбанк обсудит с налоговой расчеты ФОПов с бизнес-счетов
     
     Но говорят, что налоговики задают банкам все больше вопросов о движении средств по счетам ФОП, когда у них возникают малейшие подозрения о выводе крупных капиталов. Более-менее открыто об этом сообщают юристы. Финансисты же наотрез отказываются комментировать эту тему.
     
     Сложно представить, что данные о передвижении ваших денег разглашаются по первому требованию. Всем хочется верить в то, что есть банковская тайна и банкир, как твой лечащий врач, хранит ее как зеницу ока. Хотя это уже давно миф.
     
     «Постепенный отказ от института банковской тайны — это тенденция, «навеянная» глобализационными процессами», — пояснила «Минфину» юрист Stron Legal Services Алена Перепеличная.
     
     Все из-за ужесточения требований по финансовому мониторингу со стороны банков, на чем настаивал НБУ. А также из-за повышения налоговой дисциплины: как под давлением нашей Государственной налоговой службы, так и со стороны мировых регуляторов (BEPS и прочие нюансы).
     
     Читайте также: Новые правила финмониторинга: За что банки будут блокировать счета и «стучать» на клиентов
     
     Что знают обо всех
     Слежка начинается с момента открытия банковского счета. Как только вы его открываете — банк сообщает об этом налоговикам в течение трех рабочих дней. Неважно, в каком статусе вы получаете банковские реквизиты: как физлицо-предприниматель или как юрлицо. Есть регламент подачи соответствующего отчета и финансисты неуклонно ему следуют.
     
     «Согласно п. 1 разд. III Порядка представления сообщений об открытии/закрытии счетов налогоплательщиков в банках и других финансовых учреждениях в контролирующие органы, утвержденному приказом Минфина от 18 августа 2015 года №721, банковские организации уведомляют об открытии/закрытии банковских счетов органы ГНС Украины на протяжении 3 дней. В том числе подаются данные о номере счета, МФО банка, названии банка, коде валюты, номере счета, дате открытия/закрытия счета», — объяснил «Минфину» управляющий партнер Gracers Law Firm Сергей Лысенко.
     
     
     Фискалам сообщают только о самом факте появления счета. Сколько денег на него внесли, куда их перечислили или что еще предприняли — всего этого ГНС сразу никто не сообщает.
     
     Кому банки рассказывают тайны
     Чтобы узнать больше о движениях по счету и сумму остатка средств на нем, нужно иметь соответствующие основания. Например, должно быть открыто дело о неуплате налогов, либо об отмывании денег, либо о финансировании терроризма. Требование может быть выдвинуто и на основании ряда других статей. Также необходимы постановления уполномоченных организаций либо постановления судов о раскрытии банковской тайны в отношении простого человека или предприятия.
     
     «Как показывает практика, чаще всего с подобными заявлениями в суды обращаются налоговые органы в рамках проверок», — сообщила Алена Перепеличная.
     
     Но доступ к банковской тайне имеют и другие органы. Их перечень можно найти в ст. 62 закона «О банках и банковской деятельности».
     
     Список структур, имеющих доступ к банковской тайне
     Органы прокуратуры, СБУ, Государственное бюро расследований, Нацполиция, НАБУ, Антимонопольный комитет;
     Государственная налоговая служба;
     Госфинмониторинг;
     Органы государственной исполнительной службы, частные исполнители по их письменному требованию по вопросам исполнения решений судов и решений, подлежащих принудительному исполнению;
     Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Регулятор может затребовать данные в случаях самостоятельного представления банком информации о банке как эмитенте и административных данных в соответствии с законами о ценных бумагах и фондовом рынке;
     Другой банк — в случаях, предусмотренных законом «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»;
     АРМА (Агентство по розыску и менеджменту активов). Доступ предоставляется по письменному требованию в связи с розыском активов, на которые может быть наложен арест в уголовном производстве;
     Властям других стран, если они буду разыскивать в Украине людей или компании, которые помогают их резидентам укрывать от налогообложения доходы. Порядок раскрытия банковской информации в данном случае предусмотрен специальным американским законом «О налоговых требованиях к иностранным счетам», FATCA. Он прописан в межправительственном соглашении с украинским правительством и определяется нашим Нацбанком:
     НАПК по антикоррупционному законодательству.
     «По решению суда информация может быть предоставлена Национальному агентству по предупреждению коррупции. Агентство может затребовать данные о наличии и состоянии счетов, операций по счетам конкретного юридического лица или физического лица, физлица-субъекта предпринимательской деятельности в соответствии с законом Украины «О предотвращении коррупции», — объяснила Перепеличная.
     
     Постановление суда или запрос
     Любой чиновник по своей прихоти не может требовать от банка закрытую информацию. Для этого необходимо выполнить все формальности.
     
     В законодательстве четко описан вид запроса/требования о предоставлении данных, содержащих банковскую тайну:
     
     все должно быть изложено на бланке государственного органа установленной формы или направлено в электронном виде;
     документ должен быть заверен подписью руководителя государственного органа (или его заместителя), скреплен гербовой печатью. Еще он должен содержать квалифицированную электронную подпись руководителя государственного органа (или его заместителя);
     содержать детально выписанные основания для получения сведений;
     содержать ссылки на нормы закона, согласно которым государственный орган имеет право на получение такой информации.
     При невыполнении любого из пунктов, банки имеют право отказывать в раскрытии данных о счетах клиентов. Финансисты уверяют, что так и делают.
     
     Активнее всего банковская тайна раскрывается по постановлениям судов. Практика показывает, что служители Фемиды редко защищают право человека и бизнеса на тайну своих финансов.
     
     «В судах на этот счет нет однозначной позиции. Но в большинстве случаев они все-таки становятся на сторону государственных органов и принимают решения, которые обязывают банковские учреждения раскрывать информацию по счетам», — рассказала «Минфину» эксперт юридической компании Riyako&Partners Анна Ковалева.
     
     Конечно, владелец счета может протестовать против раскрытия банковской тайны. Однако юристы признают, что обычно это мало помогает на практике.
     
     «Согласно ч. 3 ст. 290 Гражданско-процессуального кодекса, лицо, в отношении которого банк раскрывает банковскую тайну, или заявитель могут обжаловать решение суда в пятидневный срок в апелляционном суде. Однако этот факт не прекращает его выполнение. То есть раскрытие банковской тайны имеет необратимый характер, возвращение исполнения судебного решения невозможно», — констатирует Сергей Лысенко.
     
     Нашли и арестовали
     Очень часто люди и бизнес даже не знают, что банк уже сдал их финансовую информацию налоговикам, силовикам или прочим госструктурам. Или узнают об этом с опозданием. Финансисты потом могут ссылаться на тайну следствия или другой документ, который связывал им руки по части информирования клиента. Так что люди нередко получают неприятные сюрпризы.
     
     «Банковские учреждения не обязаны сообщать о таких действиях. Удобным способом отслеживания информации о раскрытии банковской тайны контролирующими органами являются онлайн реестры и такие сервисы, как Youcontrol или Оpendatabot. Они, хоть и несвоевременно, но все же дают возможность контролировать судебные документы, выданные в отношении предприятий», — посоветовал Михаил Гурин.
     
     Раскрытие банковской тайны — это лишь прелюдия. Нередко за нею следует блокировка средств на счете, его арест или даже списание средств в чью-то пользу — например, человека, который выиграл иск или госбюджета. Это происходит в бесспорном (безакцептном) режиме: так часто поступают налоговые органы и судебные исполнители. В таких случаях всегда нужно соответствующее постановление суда.
     
     «Согласно инструкции НБУ о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте и в соответствии с Гражданским кодексом, блокировка счетов допускается по решению суда. Кроме того, допускается остановка финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма», — уточнил «Минфину» начальник управления банковской безопасности Пиреус Банка Игорь Пристинский.
     
     Когда дело доходит до ареста счета, то соответствующий документ в банк доставляет исполнитель, например, прокурор или судебный исполнитель. Либо же бумага доставляется заказным письмом.
     
     А вот банки редко уведомляют людей и бизнес об арестах счетов. Чаще всего это становится неприятным сюрпризом, за исключением случаев с VIP-клиентами. Частные лица обычно стараются решить проблемы с госструктурой, которая начала на них нападать, а бизнес почти всегда пытается оспорить действия банка через суд и получить решение о снятии ареста со счета.
     
     «Арест счетов — очень распространенная практика давления на бизнес правоохранительными органами. К счастью, во многих случаях эта мера обжалуется довольно просто, учитывая слабую доказательную базу силовиков», — поясняет Сергей Лысенко.
     
     По его словам, обжалование чаще всего осуществляется согласно абз.2 ч.1 ст.174 Уголовно-процессуального кодекса. Арест имущества может быть отменен полностью или частично, если будет доказано, что в дальнейшем в применении этой меры отпала необходимость или арест был наложен необоснованно.


Автор: Алексей Журов прочтений: 504 оценки: 0 от 0
© Свидетельство о публикации № 30980
  Цена: 1 noo



Ваши комментарии

Пароль :

Комментарий :

Осталось символов

Доступна с мобильного телефона
Чат
Опросы
Музыка
Треки
НеForМат
Академия
Целит
Юрпомощь


О сервере


О проекте
Юмор
Работа
О нас

Earn&Play
Для контактов
skype:noo.inc


Этот сайт посвящен Георгию Гонгадзе, символу борьбы за свободу, журналисту, патриоту, человеку... Ukraine NBU Hrivnya rate
Russian ruble rate
Noo Web System



Редакция за авторские материалы ответственности не несет
стать автором
Micronoo Links Neformat Links Noo Links Chess Links Forex Links Bloodway

Идея и разработка
компании NOO
На сайт разработчика