Независимое аналитическое интернет-издание "Искра" это ваше право на информацию.

Бог коварен, но незлонамерен. © Альберт Эйнштейн

На главную страницу

Парольный вход для авторов.

автор: c до

Водный маршрут Черное море – Балтика: Минск ускоряет, но ЕС и Киев не спешат
Автор: Евгений Погребняк      Дата: 13.02.2020 20:04


Водный маршрут Черное море – Балтика: Минск ускоряет, но ЕС и Киев не спешат      Белоруссия с Украиной и Польшей полны решимости реализовать проект «Е-40» Европейской комиссии и Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (начала 2000-х гг.) по организации сквозного водного пути от Черного моря до Балтийского. То есть по Днепру, затем по Припяти, южнобелорусскому Днепровско-Бугскому каналу (Пинск – Брест) и далее по Западному Бугу и Висле в район соседних друг с другом портов Гданьск, Гдыня, Эльблонг.
     
     Но проект имеет больше политическое, чем экономическое значение, ввиду известных гидрографических и технологических проблем на этом маршруте. Не случайно он включен в небезызвестную программу «Восточное партнерство».
     
     Главные факторы весьма проблемной реализации проекта – это многочисленные нижнеднепровские пороги, частые перепады уровня воды на всём протяжении маршрута, многофакторные экологические риски, неопределенность трехсторонней и тем более евроазиатской грузовой базы.
     
     Но, похоже, эти и смежные факторы явно на втором плане для правительств стран-участниц. А приверженность, например, Минска этому проекту – это, скорее всего, стремление продемонстрировать перед Москвой «решимость» разнообразить транзитные маршруты через Белоруссию именно в связке с Украиной и Польшей.
     
     Минтранс Белоруссии на днях предложил Украине ускорить работы по дноуглублению Днепра для реализации проекта по строительству днепровского порта «река-море» вблизи украинской границы. «Вскоре я встречусь с министром инфраструктуры Украины, и главный вопрос, который мы будем обсуждать, – дноуглубление по Днепру, – заявил министр транспорта и коммуникаций Белоруссии Алексей Авраменко. – При этом важно получить гарантии, что украинская сторона потом будет содержать свою часть водного пути в состоянии эксплуатационной надежности».
     
     В то же время белорусский министр сожалеет, что «украинские коллеги пока не выполнили свою часть дноуглубительных работ. Хотя подписан договор с инвестором о строительстве порта (в южнобелорусском секторе Днепра. – Ред.), но, пока не будут проведены дноуглубительные работы на территории Украины, проект не может стартовать».
     
      Уточним, что в октябре 2019 г. Белоруссия заключила инвестиционный договор с ЗАО "Белтопэнерго" на строительство порта в Нижних Жарах на Днепре в белорусской Гомельской области – у границы с Украиной. Причем только на первом этапе строительства порта сумма инвестиций составит 20 млн долл. А реализация всего водно-транзитного проекта оценивается минимум в 11,5 млрд долл.
     
     Советник министра инфраструктуры Украины Виктор Довгань недавно пояснил, что первая очередь строительства упомянутого порта начнется «одновременно с дноуглублением Днепра украинской стороной. Кроме того, необходимо принятие закона о внутреннем водном транспорте и возврат наших инвестиций в дноуглубление за счет перевалки в порту Херсон».
     
     А вот как решать вопрос, например, с многочисленными порогами на Нижнем Днепре и с частыми перепадами здесь глубины фарватера (в том числе на подходе к Херсону) – пока не разъясняется.
     
     Тем временем Мининфраструктуры Украины готовит ТЭО проекта по дноуглублению североукраинского русла реки Днепр. ТЭО и сами работы будут проводиться в соответствии с дорожной картой Киева (2017 г.) по улучшению судоходства на реках Днепр и Припять. В более широком контексте эти мероприятия обусловлены тем, что администрация морских портов Украины и «Белтопэнерго» в декабре 2018 г. подписали меморандум, предусматривающий развитие логистики и перевозки грузов между Украиной и Белоруссией с использованием речного транспорта.
     
     Кстати, дноуглубительный флот Украины – впервые за последние 6 лет – провёл к концу 2019-го дноуглубление на каскаде водохранилищ в среднем течении Днепра в объеме почти 800 тыс. куб. м. А в ноябре 2019 г. министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий на встрече с министром морской экономики и внутренних водных путей Польши Мареком Гробарчиком в Лондоне заявил, что Украина заинтересована в европейской инициативе восстановления речного пути Е-40. То же мнение высказал польский министр.
     
     Впрочем, Польша не спешит с реализацией своей части проекта, рассчитывая, видимо, на официальные гарантии финансирования всего этого проекта со стороны ЕС. Но последний тоже не спешит. Похоже, Варшава и Брюссель хотят наверняка убедиться в чётком «проевропейском» курсе Минска.
     
     Тем временем белорусский президент Александр Лукашенко лично инициирует реализацию проекта. На встрече со СМИ Украины в конце сентября 2019 г. в Минске он заявил: «...мы сделали всё со своей стороны. Вопрос стоял только в одном – он и сейчас у вас в одном: это углубление дна Припяти и Днепра. Мы на себя взяли обязательства и углубили днепровское дно до Припяти (дноуглубление почти завершено и по Днепро-Бугскому каналу. – Ред.), – уточнил глава Белоруссии, – теперь вопрос за вами. Чтобы везде могли проходить суда «река-море».
     
     При этом А. Лукашенко предпочитает избегать «нажима» на Варшаву, чтобы ускорить соответствующие работы на польско-балтийской, т. е. заключительной, части всего маршрута.
     
     Характерно также, что остаются уже который год «за скобками» проекты восстановления сквозного судоходства между Белоруссией и РФ по Днепру и Западной Двине.
     
     Проекты (конец 1990 – начало 2000-х гг.) восстановления судоходства между РФ и Белоруссией по Днепру и Западной Двине пока так и не реализованы
     
     Давно ничего не слышно и о проекте восстановления сквозного водного пути между Белоруссией и Калининградской областью РФ через Польшу (р. Неман-Августовский канал – р. Бебжа – Мазурский канал – р. Преголя). Создается впечатление, что эти маршруты с середины 2010-х имеют меньшую политическую значимость для Минска.


Автор: Евгений Погребняк прочтений: 348 оценки: 0 от 0
© Свидетельство о публикации № 31181
  Цена: 1 noo



Ваши комментарии

Пароль :

Комментарий :

Осталось символов

Доступна с мобильного телефона
Чат
Опросы
Музыка
Треки
НеForМат
Академия
Целит
Юрпомощь


О сервере


О проекте
Юмор
Работа
О нас

Earn&Play
Для контактов
skype:noo.inc


Этот сайт посвящен Георгию Гонгадзе, символу борьбы за свободу, журналисту, патриоту, человеку... Ukraine NBU Hrivnya rate
Russian ruble rate
Noo Web System



Редакция за авторские материалы ответственности не несет
стать автором
Micronoo Links Neformat Links Noo Links Chess Links Forex Links Bloodway

Идея и разработка
компании NOO
На сайт разработчика