Вселенная и феномен свободы воли
Автор: Артур Фролов Дата: 17.07.2020 11:30
Я мыслю, следовательно, я существую © Декарт
Одним из ключевых вопросов философии является существование (или отсутствие существования) свободы воли. Само собой, что доказывать наличие сущности (или наличие факта) должна утверждающая сторона. Попробую выступить в этом качестве. До текущего момента единственное значимое исследование на эту тему заключалось в коротком резюме Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую.» Скептики разрушали такое построение, говоря, что и мышление, и существование любого «я» является жёстко детерминированным процессом, где движение каждой частички вещества является заранее предопределённым, обусловленным положением других частичек, и их поведением. Сделаем мысленный эксперимент – «я» (именно я) объявляю о том, что преднамеренно делаю «очепятку» в этом тексте, впрочем, я мог бы объявить о том, что, вместо печатания статьи, займусь лучше физкультурой (или почитаю лекции по физике, или ещё бог знает чем). Вот это самое «бог знает чем» особенно ценно в нашем эксперименте. Я могу написать уравнение, по которому собираюсь чем-то заниматься, и этих занятий будет выдумываться с огромной скоростью бесконечное количество (касательно опечатки – я могу создать программу, которая будет делать преднамеренные опечатки, и тем самым продемонстрирую не только свою свободу воли, но и буду управлять свободой воли читателей, которые, натыкаясь на опечатки, будут действовать самым разнообразным способом). Словом, мы, разумные существа, живущие и ещё не родившиеся, можем заниматься тем, что будем выдумывать и осуществлять (но, вовсе, не обязательно осуществлять, ибо выдумка это тоже акт свободы воли) бесконечное множество примеров, подтверждающих свободу воли. С другой стороны, никто не сможет привести ни одного примера, опровергающего существование свободы воли. Что получается? Каждый акт свободы воли, если это физический процесс, требует энергии, но нам удалось мысленно организовать бесконечное количество порций энергии. Это первый интересный аспект – значит, либо свободы воли не существует, либо она не физический процесс. Ещё интереснее сопоставить само понятие «детерминированности» с нашим бесконечным рядом выпадающего из вселенной волюнтаризма. Для конечной вселенной, какой бы большой она ни была, положение её элементов относительно друг друга является конечным, каким бы большим кол-во этих положений ни было. А именно, положение и поведение элементов множества определяет поведение каждого элемента, это и есть детерминированность. Конечное значение положений и поведений не может генерировать бесконечный ряд поведений элементов. Таким образом, свобода воли, если она действительно существует, может указывать на конечность и временность нашей вселенной, и, при этом, являться нематериальной сущностью. Или наоборот – только для конечных вселенных свобода воли является сколько-нибудь значимой ценностью, и нематериальным феноменом.
Автор: Артур Фролов
прочтений: 15407 оценки: 0 от 0
© Свидетельство о публикации № 33638
Цена: 100 noo
|
Ваши комментарии
|
Чат
Опросы
Музыка
Треки
НеForМат
Академия
Целит
Юрпомощь
О сервере
О проекте
Юмор
Работа
О нас
Earn&Play
Для контактов skype:noo.inc



|