Независимое аналитическое интернет-издание "Искра" это право на информацию.

Власть не средство, она - цель. © Дж.Оруэлл

На главную страницу

Парольный вход для авторов.

автор: c до

Как строили и открывали киевское метро
Автор: Петр Чигрин      Дата: 13.12.2020 20:57


     В соответствии с советскими традициями метро открыли в начале ноября, это было приурочено к очередной годовщине октябрьской революции 1917 года. Празднование, митинг, выступления и перерезание красной ленточки первыми лицами республики знаменовало собой окончание сложнейших длительных работ.
     
     Мы не будем рассматривать технические детали строительства метро — об этом много написано в научной и научно-популярной литературе. И, тем более, не станем углубляться в проекты и планы прокладки подземки в Киеве. Отметим лишь, что впервые идею строительства «железной дороги» под городом высказали в далеком 1883 году и даже предложили несколько вариантов такого строительства, потом вернулись к этому во время Первой мировой войны в 1916 году и пытались привлечь американские инвестиции. Понятно, что война и последовавшие затем революционные катаклизмы поставили крест на подобных планах.
     
     В следующий раз о метро заговорили при гетмане Скоропадском, но это тоже осталось без последствий. И только после Второй мировой войны развернулось реальное строительство. В 1949 году была создана организация Киевметрострой, а уже вскоре первые метростроители начали работы в шахтах под Крещатиком и университетским ботаническим садом.
     
     Киевляне с нетерпением ожидали, когда же в городе появится новый суперсовременный вид транспорта. Сейчас, обсуждая строительство новых линий метрополитена, горожане, в первую очередь, озабочены тем, что Киев задыхается из-за плохо развитой сети общественного транспорта. А тогда многие воспринимали метро как некий аттракцион, была просто интересна возможность прокатиться на поезде под землей, да и обидно становилось, что в Москве и Ленинграде уже работали метрополитены, а наш город — третий по величине в СССР — оставался позади.
     
     С конца 1950-х годов газета Вечерний Киев регулярно публиковала репортажи о том, как продвигается строительство, и печатала постановочные снимки, изображавшие то рабочих в туннеле, то писателей с отбойным молотком, «помогающих» строить, то даже пионерские экскурсии на стройплощадки, где любопытные детишки сверху наблюдают за работами в шахте.
     
     А горожане старались заглянуть за высокие заборы с буквой М, ограждающие будущие наземные вестибюли на Арсенальной и Вокзальной площадях, бульваре Шевченко и Крещатике. Было известно, что первая очередь метро проляжет от днепровской набережной до железнодорожного вокзала и длина подземной части составит более пяти километров.
     
     К этому времени был уже практически отстроен послевоенный Крещатик, все дома заняли свои привычные нам сегодня места, и только на нечетной стороне улицы напротив Прорезной (а тогда улицы Свердлова) оставалось пустое пространство. Как тогда было принято, «дырку» закрывала длинная Доска почета, мешающая интересующимся рассмотреть, что же происходит на стройплощадке.
     
     Ударными темпами шел монтаж эскалаторов и отделка внутренних вестибюлей станций. Все подготовительные работы были завершены 21 октября, с этого дня до 5 ноября происходила обкатка — пробное движение поездов.
     
     Наконец, пришел долгожданный день. Накануне, в субботу 5 ноября, газета Вечерний Киев вышла со статьей начальника Киевметростроя Світло під землею и фотографиями первых пяти станций на первой полосе. На следующий день задолго до начала митинга возле верхнего вестибюля станции Крещатик собралось огромное количество горожан. Счастливчики имели специальные приглашение, дававшее возможность спуститься вниз на церемонию официального открытия.
     
     Дочь архитектора Анатолия Добровольского, одного из авторов планировки и застройки послевоенного Крещатика и соавтора одноименной станции метро, вспоминает, что отец взял ее за руку, и они первыми ступили на эскалатор. В нижнем вестибюле под щелканье фотоаппаратов корреспондентов республиканских и союзных газет и журналов начался митинг. Тогдашний Первый секретарь ЦК КПУ Николай Подгорный перерезал красную ленточку, после чего первый поезд с гостями двинулся в путь.
     
     В два часа дня в метро стали пускать экскурсии школьников, поезда ходили по специальному графику, чтобы дети могли выйти на всех пяти станциях для осмотра внутренних вестибюлей и открытой платформы станции Днепр. На следующий день в метрополитене прокатились, опять же по пропускам, представители «широких масс трудящихся».
     
     Сейчас наивными кажутся фотографии взрослых людей, с любопытством, а иногда и благоговением рассматривающих украшения станций, но тогда фразы «щедрый подарок Родины», «экзамен выдержан», «подземный дворец» ни у кого не вызывали ироничной улыбки. В первые годы после открытия метро любой киевлян без запинки мог ответить на вопросы: «Сколько бюстов и чьих установлены на станции Университет» или «Чему посвящены изображения на дисках в пилонах центрального зала станции Вокзальная».
     
     По-настоящему регулярное ежедневное движение поездов в киевском метро началось только 12 ноября. Именно с этой даты метрополитен стал выполнять свою прямую задачу — перевозить пассажиров. Киевляне быстро привыкли к удобному виду транспорта, а вот приезжие, особенно из провинции, считали своим долгом даже без необходимости спуститься в метро, проехать пару остановок, посмотреть оформление станций.
     
     Многие из них с опаской ступали на эскалатор, а потом рассказывали знакомым о пережитых острых ощущениях. Да и курьезы бывали: например, сельская девушка приехавшая с группой в Киев на экскурсию, не успела сесть вместе с остальными в вагон, и когда состав тронулся, не нашла ничего лучшего, чем спрыгнуть на рельсы и побежать в тоннель догонять свою группу. К счастью, все закончилось благополучно благодаря моментальной реакции работников метрополитена.
     
     Постепенно киевское метро расширялось, строились новые линии и станции. Сложилась своеобразная традиция — украинское руководство включало посещение метро в программу визитов высоких иностранных гостей. Так сохранились фотографии Председателя Союзного исполнительного Вече Югославии Иосифа Броз Тито, Первого секретаря ЦК Компартии Чехословакии Антонина Новотного, Президента Чили Сальвадора Альенде в киевском метрополитене.
     
     Постановочные кадры и проезд за пятак. Как строили и открывали киевское метро — история и архивные фото
     7 ноября, 11:15 7953
     Цей матеріал також доступний українською
     
     Вид верхнего вестибюля станции метро Университет со стороны университетского ботанического сада. Открытка (Фото: Предоставлено Еленой Насыровой)
     
     Автор: Елена Насырова
     6 ноября 2020 исполнилось 60 лет с того дня, как в Киеве торжественно открыли метрополитен.
     
     Елена Насырова, главный редактор издательства ВАРТО, в своем материале специально для НВ рассказывает, как это было.
     
     В соответствии с советскими традициями метро открыли в начале ноября, это было приурочено к очередной годовщине октябрьской революции 1917 года. Празднование, митинг, выступления и перерезание красной ленточки первыми лицами республики знаменовало собой окончание сложнейших длительных работ.
     Автоматичний тонометр на зап'ясті. Знижка 50%!
     Мобильный телефон Huawei Mate 30 Pro 256GBот 19 340 грн
     Якісні ІНСТРУМЕНТИ за доступними цінами!
     Читайте также:
     
     
     Следующая остановка. Как это — работать машинистом киевского метро — интервью
     Мы не будем рассматривать технические детали строительства метро — об этом много написано в научной и научно-популярной литературе. И, тем более, не станем углубляться в проекты и планы прокладки подземки в Киеве. Отметим лишь, что впервые идею строительства «железной дороги» под городом высказали в далеком 1883 году и даже предложили несколько вариантов такого строительства, потом вернулись к этому во время Первой мировой войны в 1916 году и пытались привлечь американские инвестиции. Понятно, что война и последовавшие затем революционные катаклизмы поставили крест на подобных планах.
     
     В следующий раз о метро заговорили при гетмане Скоропадском, но это тоже осталось без последствий. И только после Второй мировой войны развернулось реальное строительство. В 1949 году была создана организация Киевметрострой, а уже вскоре первые метростроители начали работы в шахтах под Крещатиком и университетским ботаническим садом.
     
     
     Современный вид здания Киевметростроя (улица Прорезная, 8) со стороны улицы Бориса Гринченко / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой
     Киевляне с нетерпением ожидали, когда же в городе появится новый суперсовременный вид транспорта. Сейчас, обсуждая строительство новых линий метрополитена, горожане, в первую очередь, озабочены тем, что Киев задыхается из-за плохо развитой сети общественного транспорта. А тогда многие воспринимали метро как некий аттракцион, была просто интересна возможность прокатиться на поезде под землей, да и обидно становилось, что в Москве и Ленинграде уже работали метрополитены, а наш город — третий по величине в СССР — оставался позади.
     
     С конца 1950-х годов газета Вечерний Киев регулярно публиковала репортажи о том, как продвигается строительство, и печатала постановочные снимки, изображавшие то рабочих в туннеле, то писателей с отбойным молотком, «помогающих» строить, то даже пионерские экскурсии на стройплощадки, где любопытные детишки сверху наблюдают за работами в шахте.
     
     
     Поэт Павло Тычина в гостях у строителей метрополитена. 1959 год. Из фондов Музея истории г. Киева / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой
     
     Экскурсия пионеров на строительство метро. 1959 год. Из фондов Музея Одной Улицы / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой
     А горожане старались заглянуть за высокие заборы с буквой М, ограждающие будущие наземные вестибюли на Арсенальной и Вокзальной площадях, бульваре Шевченко и Крещатике. Было известно, что первая очередь метро проляжет от днепровской набережной до железнодорожного вокзала и длина подземной части составит более пяти километров.
     
     
     Схема первой линии метро с первым пусковым участком / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой
     К этому времени был уже практически отстроен послевоенный Крещатик, все дома заняли свои привычные нам сегодня места, и только на нечетной стороне улицы напротив Прорезной (а тогда улицы Свердлова) оставалось пустое пространство. Как тогда было принято, «дырку» закрывала длинная Доска почета, мешающая интересующимся рассмотреть, что же происходит на стройплощадке.
     
     
     Доска почета на Крещатике, закрывающая строительную площадку. 1959 год / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой
     
     Строительство наземного вестибюля станции Арсенальная. 1959 год / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой
     
     Наземный вестибюль станции Вокзальная незадолго до открытия. Осень 1960 года / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой
     Ударными темпами шел монтаж эскалаторов и отделка внутренних вестибюлей станций. Все подготовительные работы были завершены 21 октября, с этого дня до 5 ноября происходила обкатка — пробное движение поездов.
     
     
     Отделочные работы на станции Крещатик. Сентябрь-октябрь 1960 года / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой
     
     Отделочные работы на станции Университет. Сентябрь-октябрь 1960 года / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой
     
     Монтаж эскалаторов на станции Университет. 16 октября 1960 года. Фото В. Березовского / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой
     Наконец, пришел долгожданный день. Накануне, в субботу 5 ноября, газета Вечерний Киев вышла со статьей начальника Киевметростроя Світло під землею и фотографиями первых пяти станций на первой полосе. На следующий день задолго до начала митинга возле верхнего вестибюля станции Крещатик собралось огромное количество горожан. Счастливчики имели специальные приглашение, дававшее возможность спуститься вниз на церемонию официального открытия.
     
     
     Приглашение на открытие Киевского метрополитена. Из фондов Музея Одной Улицы / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой
     Дочь архитектора Анатолия Добровольского, одного из авторов планировки и застройки послевоенного Крещатика и соавтора одноименной станции метро, вспоминает, что отец взял ее за руку, и они первыми ступили на эскалатор. В нижнем вестибюле под щелканье фотоаппаратов корреспондентов республиканских и союзных газет и журналов начался митинг. Тогдашний Первый секретарь ЦК КПУ Николай Подгорный перерезал красную ленточку, после чего первый поезд с гостями двинулся в путь.
     Світить на 200 метрів, паралізує за ...
     Міцний і зручний у використанні комплект. Бруд не має шансу!999 грн
     Новорічні знижки на жіночі пуховики!
     
     Фотокорреспонденты в ожидании первого поезда. 6 ноября 1960 года. Из фондов Музея истории г. Киева / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой
     
     Н. Подгорный открывает первую очередь Киевского метрополитена. 6 ноября 1960 года / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой
     В два часа дня в метро стали пускать экскурсии школьников, поезда ходили по специальному графику, чтобы дети могли выйти на всех пяти станциях для осмотра внутренних вестибюлей и открытой платформы станции Днепр. На следующий день в метрополитене прокатились, опять же по пропускам, представители «широких масс трудящихся».
     
     Читайте также: От Цепного до Моста метро. История первого стационарного моста через Днепр в Киеве и его преемников
     Сейчас наивными кажутся фотографии взрослых людей, с любопытством, а иногда и благоговением рассматривающих украшения станций, но тогда фразы «щедрый подарок Родины», «экзамен выдержан», «подземный дворец» ни у кого не вызывали ироничной улыбки. В первые годы после открытия метро любой киевлян без запинки мог ответить на вопросы: «Сколько бюстов и чьих установлены на станции Университет» или «Чему посвящены изображения на дисках в пилонах центрального зала станции Вокзальная».
     
     
     Вид станции Университет. Ноябрь 1960 года. Фото В. Березовского / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой
     
     Первые пассажиры на станции Вокзальная. Ноябрь 1960 года. Из фондов Музея истории г. Киева / Фото: Предоставлено Еленой Насыровой
     По-настоящему регулярное ежедневное движение поездов в киевском метро началось только 12 ноября. Именно с этой даты метрополитен стал выполнять свою прямую задачу — перевозить пассажиров. Киевляне быстро привыкли к удобному виду транспорта, а вот приезжие, особенно из провинции, считали своим долгом даже без необходимости спуститься в метро, проехать пару остановок, посмотреть оформление станций.
     
     Многие из них с опаской ступали на эскалатор, а потом рассказывали знакомым о пережитых острых ощущениях. Да и курьезы бывали: например, сельская девушка приехавшая с группой в Киев на экскурсию, не успела сесть вместе с остальными в вагон, и когда состав тронулся, не нашла ничего лучшего, чем спрыгнуть на рельсы и побежать в тоннель догонять свою группу. К счастью, все закончилось благополучно благодаря моментальной реакции работников метрополитена.
     
     Постепенно киевское метро расширялось, строились новые линии и станции. Сложилась своеобразная традиция — украинское руководство включало посещение метро в программу визитов высоких иностранных гостей. Так сохранились фотографии Председателя Союзного исполнительного Вече Югославии Иосифа Броз Тито, Первого секретаря ЦК Компартии Чехословакии Антонина Новотного, Президента Чили Сальвадора Альенде в киевском метрополитене.
     
     До начала 1990-х проезд в метро стоил традиционный пятачок — пять копеек, правда, первые два года для оплаты использовались талоны.
     
     Сейчас всегда спешащие киевляне и гости, не задумываясь, оплачивают проезд с помощью карты или смартфона, не глядя под ноги, ступают на ступени эскалатора, занятые поглощением актуальной информации в своем девайсе, и, не поднимая от него глаз, бегут к поезду. Жаль, но теперь уже мало кто может с легкостью описать, как выглядит та или иная станция, чем украшены подземные вестибюли и какой камень там использован для облицовки.
     
     


Автор: Петр Чигрин прочтений: 205 оценки: 0 от 0
© Свидетельство о публикации № 35829
  Цена: 1 noo



Ваши комментарии

Пароль :

Комментарий :

Осталось символов

Доступна с мобильного телефона
Чат
Опросы
Музыка
Треки
НеForМат
Академия
Целит
Юрпомощь


О сервере


О проекте
Юмор
Работа
О нас

Earn&Play
Для контактов
skype:noo.inc


Этот сайт посвящен Георгию Гонгадзе, символу борьбы за свободу, журналисту, патриоту, человеку... Ukraine NBU Hrivnya rate
Russian ruble rate
Noo Web System



Редакция за авторские материалы ответственности не несет
стать автором
Micronoo Links Neformat Links Noo Links Chess Links Forex Links Bloodway

Идея и разработка
компании NOO
На сайт разработчика