Независимое аналитическое интернет-издание "Искра" это ваше право на информацию.

Когда власть захватывают грабители, мошенники и воры, то последующие грабежи осуществляются уже "по закону". ©

На главную страницу

Парольный вход для авторов.

автор: c до

Ан-12 – 50 лет в небе
Автор: Станислав Власенко      Дата: 24.12.2007 19:59


     16 декабря 2007 года исполняется 50 лет со дня первого полета транспортного самолета Ан-12. Этот полет выполнил экипаж в составе: командир -- Герой Советского Союза Я.И.Верников, второй пилот Г.И.Лысенко, штурман П.И.Уваров, бортинженер И.М.Морозов, бортрадист М.Г.Юров, бортстрелок В.Г.Жилкин.
     Созданный удивительно своевременно, на хорошем техническом уровне и построенный в достаточном количестве, простой в освоении и неприхотливый в эксплуатации, он принес признание и мировую известность не только нашему ОКБ, но, вместе с истребителями А.И.Микояна и пассажирскими лайнерами А.Н.Туполева, - всей советской авиапромышленности. Наверное, начиная с середины 1960-х годов ни одно крупное событие в истории страны и даже всего человечества не обошлось без Ан-12.
     К разработке двух самолетов-«близнецов» - пассажирского Ан-10 и военно-транспортного Ан-12 молодой коллектив ОКБ О.К.Антонова приступил в 1955 году. Несмотря на приоритет пассажирского варианта, общая компоновка, габаритные размеры, поперечное сечение фюзеляжа, параметры крыла, оперения и шасси Ан-10/12 определялись, исходя из военного назначения самолета. В конструкцию изначально закладывались возможности производства обоих вариантов на одной технологической линии (благодаря широкой унификации узлов и деталей) и переоборудования одного варианта в другой при необходимости (благодаря наличию конструктивных разъемов). По основным агрегатам планера общность первых серийных самолетов достигала 86%, а по силовой установке - 100%.
     Однако отличия в целевом оборудовании самолетов, постепенное совершенствование вариантов и их выпуск на разных заводах привел к тому, что в процессе серийного производства Ан-10 и
     Ан-12 конструктивно все больше удалялись друг от друга. И вскоре Ан-12 развивался уже совершенно самостоятельно, исходя из своего прямого назначения.
     В СССР Ан-12 выпускался серийно на трех авиазаводах в:
     - Иркутске, 1957-62 гг., построено155 экз.;
     - Воронеже, 1960-65 гг., построено 258 экз.;
     - Ташкенте, 1962-72 гг., построено 830 экз.
     В 1959 г. Ан-12 стали поступать в ВВС СССР на войсковые испытания. Освоение самолета шло очень интенсивно. Новые машины сразу стали привлекать к транспортным перевозкам в интересах армии и народного хозяйства. Надежность, способность работать в сложных климатических условиях и неприхотливость в обслуживании на долгие годы стали "визитной карточкой" самолета. Его популярность постоянно росла, а темп серийного выпуска увеличивался.
     Самолеты Ан-12 различных модификаций долгое время составляли основу военно-транспортной авиации страны. Их многочисленные спецварианты с успехом применялись для решения широкого круга задач. Ударная сила ВДВ значительно возросла после освоения воздушного десантирования с Ан-12 не только людей (до 60 человек с одного самолета), но и бронированной самоходной техники. Советский Союз получил также возможность оперативно реагировать на события, происходившие на планете: помогать потерпевшим от стихийных бедствий, поддерживать национально-освободительные движения и т.д.
     Ан-12 масштабно применялись во время войны 1979-1989 гг. в Афганистане. Летали на них как советские, так и афганские летчики. Главными задачами были доставка людей и грузов из Союза и обратно, а также перевозки войск внутри страны. Печально знаменитый «Черный тюльпан» - тоже Ан-12. «Двенадцатые» оказались незаменимыми в афганских условиях: в отличие от Ил-76, они могли приземляться на высокогорные грунтовые площадки. Другим важным качеством самолета, проявившимся в Афганистане, стала его живучесть. В прессе не раз отмечались случаи, когда «двенадцатые», получив сотни пробоин в результате обстрела аэродрома, имея повреждения систем и раненых членов экипажа, успешно взлетали и добирались до своих баз. В новейший период Ан-12 применялись во время боевых действий в Чечне.
     Долгое время Ан-12 составляли основу парка ВТС не только СССР, но и многих стран Варшавского договора. Всего же по прямым поставкам из СССР Ан-12 были переданы в: Индию, Болгарию, Индонезию, Ирак, Польшу, Чехословакию, Египет, Югославию, Алжир, Гвинею, Гану, Кубу, Китай и Йемен (всего 183 самолета). Еще не менее 11 государств приобрели Ан-12 на других условиях. Эти машины приняли участие во множестве конфликтов и войн.
     Карьера Ан-12 в гражданской авиации началась стремительно – с перелетов в Арктику и Антарктику. 5 апреля 1960 г. доставкой грузов на станцию СП-8 начались регулярные полеты "двенадцатых" на Северный Полюс.
     В Аэрофлоте Ан-12 получил высокую оценку. Четырнадцать управлений ГА с успехом использовали эти машины для перевозки самых различных грузов: строительной техники, животных, продовольствия, драгоценностей, гуманитарной помощи. Первые в стране контейнерные перевозки также начались на Ан-12.
     Современный этап биографии самолета связан, прежде всего, с коммерческими перевозками. После распада СССР «двенадцатые» оказались в составе ВВС почти всех стран, возникших на его территории. Довольно большое количество их в 1990-е годы было снято с вооружения и передано во вновь образованные большие и малые авиакомпании. Как и прежде, Ан-12 демонстрирует свои лучшие качества – высокую надежность, неприхотливость в эксплуатации, рентабельность перевозок. В то время Ан-12 эксплуатировались в Анголе, Армении, Афганистане, Белоруссии, Болгарии, Гвинее, Грузии, Египте, Зимбабве, Индии, Иране, Йемене, Казахстане, Киргизстане, Китае, Конго, Молдове, ОАЭ, России, Судане, Узбекистане, Украине, Эфиопии, Экваториальной Гвинее.
     АНТК им. О.К.Антонова делает все, чтобы обеспечить должную культуру технической эксплуатации и ремонтов Ан-12.
     Сегодня очевидно, что по своим потребительским качествам Ан-12 еще долго будет отвечать запросам большого числа авиаперевозчиков. Поэтому одной из актуальнейших современных проблем этого самолета является продление ресурса. С целью определения возможностей и условий для этого АНТК постоянно ведет исследования состояния его конструкции. В 1990-е годы были проведены:
     - дополнительные ресурсные испытания планера;
     - испытания на остаточную прочность зон конструкции, имеющих усталостные трещины;
     - контроль силовых элементов после окончания ресурсных испытаний;
     - исследование технического состояния самолетов с большой наработкой;
     - анализ опыта эксплуатации парка самолетов.
     На основании этих исследований ресурс Ан-12 продлен до 47000 часов, 15000 полетов, 40 лет. Уже завершены исследования с целью продления ресурса до 50000 часов, 17000 полетов, 50 лет эксплуатации. В ближайшем будущем планируется увеличить срок службы Ан-12 до 55000 часов, 19000 полетов, 55 лет.
     Эта работа, проводимая сегодня на АНТК, необходима многочисленным эксплуатантам Ан-12. Всего эти самолеты эксплуатируются 56 компаниями (в Украине – 11, в России – 21, в других странах СНГ – 16, в дальнем зарубежье – 8). Общее количество гражданских Ан-12 на сегодня составляет 247 машин (в Украине – 37, в России – 116, в других странах СНГ – 56, в дальнем зарубежье – 38). Более 350 Ан-12 продолжают нести военную службу.
     Ан-12 работает и в составе «Авиалиний Антонова». С января 2000 г. этими самолетами выполнено 2828 полетов, перевезено более 16000 тонн грузов. Общий налет составил 7963,5 часов. Одной из нестандартных операций, выполненных за это время, является перевозка сценического оборудования известного рок-музыканта и певца сэра Элтона Джона по маршруту: Германия – Турция – Россия.
     Дальнейшее развитие получает Ан-12 и в Китае. На основе этого известного самолета китайские самолетостроители создали ряд модификаций, в том числе новейший транспортный самолет Y8F-600, в разработке которого принял участие АНТК им. О.К.Антонова.
     


Автор: Станислав Власенко прочтений: 1517 оценки: 0 от 0
© Свидетельство о публикации № 3832
  Цена: 1 noo



Ваши комментарии

Пароль :

Комментарий :

Осталось символов

Доступна с мобильного телефона
Чат
Опросы
Музыка
Треки
НеForМат
Академия
Целит
Юрпомощь


О сервере


О проекте
Юмор
Работа
О нас

Earn&Play
Для контактов
skype:noo.inc


Этот сайт посвящен Георгию Гонгадзе, символу борьбы за свободу, журналисту, патриоту, человеку... Ukraine NBU Hrivnya rate
Russian ruble rate
Noo Web System



Редакция за авторские материалы ответственности не несет
стать автором
Micronoo Links Neformat Links Noo Links Chess Links Forex Links Bloodway

Идея и разработка
компании NOO
На сайт разработчика