Главное чудо - то, что мы живем. © Сергей Капица

Ученые обнаружили молодой участок на поверхности Венеры
Автор: Ростислав Мищенко      Дата: 21.09.2021 12:59

Ученые обнаружили молодой участок на поверхности Венеры      Несмотря на схожие физические характеристики, Венера разительно отличается от Земли по условиям у поверхности. Температура там составляет порядка 500°С, а давление превышает 90 атмосфер. При этом, как показали радарные исследования, поверхность Венеры относительно молода. Ее средний возраст составляет около 500 млн лет. Считается, что в тот период почти вся планета была залита лавой, скрывшей более старые породы.

Пока что ученым не известно, каким именно был процесс «обновления» поверхности Венеры — катастрофическим (т. е. быстрым и мощным), или растянутым во времени. Также непонятно, продолжается ли сейсмическая и тектоническая активность на Венере в наши дни.

Международная команда исследователей попыталась найти ответ на второй вопрос. В качестве объекта изучения они избрали область Имд, в пределах которой расположен гора Идунн — вулкан, имеющий поперечник в 200 км.В ходе исследования ученые обнаружили ряд признаков, указывающих на следы относительно недавних извержений. Так, анализ данных, собранных миссией Venus Express, позволил обнаружить спектральную аномалию поверхности на длине волны 1 мкм. Такие аномалии принято связывать с отражательными способностями молодой лавы, которая еще не успела подвергнуться выветриванию. По некоторым предположениям, подкрепленным моделированием, возраст поверхности в этом районе не превышает 2.5 млн лет, а возможно, составляет всего 250 тысяч лет.

Кроме того, лабораторные эксперименты с оливином и базальтами показали, что они очень быстро окисляются в условиях, похожих на венерианские. Так что ученые допускают, что причиной спектральной аномалии могут являться излияния базальтов, чей возраст и вовсе не превышает 10 тысяч лет.Исследователи также обратили внимание на расположенный в этом регионе 17-километровый кратер Сандел. Радарные данные говорят о том, что он практически не разрушен, кроме участка стенки с южной стороны, что может быть следствием более поздней тектонической активности. Возраст кратера оценивается в 75 - 350 миллионов лет.

Наконец, еще одним косвенным свидетельством в пользу «молодости» района является тот факт, что здесь обнаружено локальное понижение скорости ветра на высоте нижней границы облачного слоя с 62-63 до 57 м/с. Причиной этому может быть температурная аномалия от современных вулканических процессов.Впрочем, как подчеркивают исследователи, этот вопрос все еще требует дальнейшего изучения. Они возлагают большие надежды на будущие венерианские миссии. Собранные ими данные должны помочь понять, как устроена планета внутри, что произошло с ее поверхностью в недавнем прошлом и что происходит прямо сейчас, за плотной завесой облаков.

Автор: Ростислав Мищенко прочтений: 523 оценки: 0 от 0