Независимое аналитическое интернет-издание "Искра" это ваше право на информацию.

Зри в корень! © Козьма Прутков

На главную страницу

Парольный вход для авторов.

автор: c до

Как раздутое ПО обесценивает мощные компьютеры
Автор: Алексей Журов      Дата: 02.12.2021 11:12


Как раздутое ПО обесценивает мощные компьютеры      Купили бы вы автомобиль, который расходует 100 или даже больше литров топлива на 100 км? Вряд ли. А ведь именно нечто подобное происходит сейчас с компьютерами. Мощные ПК порой не могут нормально загрузить простенький сайт, но это не их вина, а результат трудов современных разработчиков.
     
     В среде IT-специалистов есть популярное высказывание: «Время программиста дороже времени компьютера». Получается, что мы тратим намного больше компьютерного времени, нежели времени разработчиков. В IT-сфере на протяжении не менее 30 лет нормальной считается практика «забивать» на оптимизацию. Причина проста — современные компьютеры обладают такой производительностью, что переварят все подряд. Увы, на деле не все так однозначно.
     
     Можно получать удовольствие от плавности картинки в играх в разрешении 4К, одновременно негодуя на дерганую анимацию прокрутки простой веб-страницы. Причиной тому служат и «кривые» руки программистов, и раздутость созданного ими софта.
     
     Раздутое программное обеспечение (РПО) – беда современного мира. Софт просто не хотят оптимизировать
     В английском языке этот термин носит названия bloatware, fatware или elephantware. Речь идет о наличии огромного количества ненужных функций в утилите. Всерьез о РПО заговорили еще в 1996 году, когда швейцарский специалист в области информатики Никлаус Вирт, создатель языков «Паскаль», «Модула-2» и «Оберон», написал статью «Долой жирные программы». В ней он поднял проблему того, что программное обеспечение разрастается (словно газ, заполняя все пространство) и становится требовательнее к ресурсам быстрее, чем успевает наращивать мощности аппаратура.
     
     Связано это с тем, что разработчики постоянно гонятся за улучшением своих программ, но вовсе не оптимизируя их, а захламляя новыми возможностями и функционалом. Как показало исследование 2002 года, большинство людей постоянно использует 25% возможностей софта, тогда как до 45% функций остаются невостребованными. Напрашивается вывод: лучше создать два разных продукта меньшего размера с более высокой скоростью работы, нежели раздувать одну программу до невиданных величин.
     
     Примеры худших утилит в категории Fatware
     
     В 2008 году сайт Switched Downloadsquad обнародовал ряд худших примеров софта из области «раздутых программ», неспособных быстро работать даже на мощнейших ПК того времени:
     
     Acrobat Reader от Adobe;
     
     iTunes от Apple;
     
     RealPlayer от RealNetworks;
     
     Internet Explorer от Microsoft (мемов насчет его заторможенности в интернете не счесть);
     
     Microsoft Outlook.
     
     Спустя 12 лет этот список явно можно дополнить еще некоторыми ужасно работающими утилитами. Главная из них — сама ОС Windows, которая в версии XP требовала 64 МБ ОЗУ и 1,5 ГБ на жестком диске, а в следующей версии Vista потребовала в 10 раз больше пространства и втрое более мощный процессор. Неудивительно, что в итоге Vista с треском провалилась.
     
     Со смартфонами ситуация не лучше. Рост мощи привел к росту лени разработчиков
     
     Раздутое, захламленное ПО касается не только компьютеров, но и смартфонов. Что iOS, что система Android — обе в чистом, распакованном виде (только с набором базовых приложений) «весят» не менее 6 ГБ. Например «вес» клавиатуры Gboard в неинсталлированом виде – 35 МБ. Для сравнения, Windows 95 в свое время «весила» 30 МБ, а функциональность у нее явно была повыше, чем у простейшей Google-клавиатуры.
     
     Еще три года назад смартфоны с объемом хранилища на 16 ГБ смотрелись как неплохая бюджетная покупка, а сейчас девайсов с таким объемом памяти попросту нет — старт идет от 32 ГБ. Приложения растут, как на дрожжах, требуя все больше и больше пространства на накопителях, при этом существенно не меняя своего функционала и внешнего вида. О прошивках многих вендоров, особенно Xiaomi, многие могут написать отдельную статью. В среднем, каждую новую версию MIUI «допиливают» минимум 3 месяца до удобоваримого состояния. Столько времени пользователи терпят повышенный расход батареи, «вылеты» программ, тормоза прошивки и прочие «прелести» ОС.
     
     Конец близок – мощность оборудования не будет расти бесконечно
     Лет 10 назад программисты могли позволить себе опускать вопрос оптимизации, поскольку закон Мура еще кое-как работал. В современных условиях двукратный прирост мощностей оборудования каждые 24 месяца невозможен.
     
     Производительность новых процессоров, видеокарт или SoC у смартфонов ежегодно увеличивается, но темпы невелики. IT-гигант Intel и вовсе топчется на месте 5 лет, выжимая последние соки из 14-нанометрового техпроцесса. Конечно, в противовес можно привести воспрявшую духом AMD или Apple с ее M1, рост мощности SoC от Qualcomm, но и им осталось недолго.
     
     Проблема предела вычислительных мощностей кроется в размерах транзисторов, поскольку с каждым освоением нового техпроцесса производители приближаются к размеру атома. Это фундаментальный барьер, который пока преодолеть невозможно.
     
     Нехватку мощностей в нынешних условиях можно решить, есть как минимум два способа:
     
     программистам нужно вернуться к истокам, перестав игнорировать вопросы оптимизации и минимизации создаваемых ими программ;
     
     наращивать количество ядер, тактовую частоту и пропускную способность, объем памяти.
     
     Второй вариант решения проблемы менее эффективен, так как продолжая раздувать софт, отсрочить приближение предела вычислительных мощностей получится ненадолго. Однако именно по этому пути идет современное IT-сообщество, что особенно хорошо видно по системным требованиям последних AAA-игр, — так банально проще. Они не могут нормально функционировать на 4 ядрах, загружая их под 100%. Минимальные требования: 6, а еще лучше 8 ядер с 12 и 16 потоками соответственно. И все равно в итоге может получиться «Киберпанк-2077» в консольной версии.


Автор: Алексей Журов прочтений: 165 оценки: 0 от 0
© Свидетельство о публикации № 39475
  Цена: 1 noo



Ваши комментарии

Пароль :

Комментарий :

Осталось символов

Доступна с мобильного телефона
Чат
Опросы
Музыка
Треки
НеForМат
Академия
Целит
Юрпомощь


О сервере


О проекте
Юмор
Работа
О нас

Earn&Play
Для контактов
skype:noo.inc


Этот сайт посвящен Георгию Гонгадзе, символу борьбы за свободу, журналисту, патриоту, человеку... Ukraine NBU Hrivnya rate
Russian ruble rate
Noo Web System



Редакция за авторские материалы ответственности не несет
стать автором
Micronoo Links Neformat Links Noo Links Chess Links Forex Links Bloodway

Идея и разработка
компании NOO
На сайт разработчика