Независимое аналитическое интернет-издание "Искра" это ваше право на информацию.

Мы противостоим лжи! © чилблтонское послание

На главную страницу

Парольный вход для авторов.

автор: c до

Что происходит с украинской промышленностью
Автор: Виталий Денисенко      Дата: 08.12.2021 14:26


Что происходит с украинской промышленностью      Серьезные проблемы в украинской промышленности начались еще до коронакризиса — в четвертом квартале 2018 года объемы пропроизводства впервые с 2015 года ушли в «красную зону». Сейчас промышленная отрасль продолжает падать, причем по многим из ведущих направлений производственной деятельности ситуация сложилась катастрофическая
     
     Именно спад в промышленности приводит к тому, что ВВП Украины в течение всего этого времени теряет от 0,6 до 2,6% ежеквартально. Даже в последней четверти 2020 года, когда украинская экономика в целом уже почти вышла на прошлогодний уровень, промышленность, по подсчетам Нацбанка, была единственной из шести основных отраслей, которые внесли отрицательный вклад в общее изменение ВВП. Падение промышленности в прошлом году на 5,2% стало определяющим в торможении экономики в целом на 4%.
     
     В частности, производство обуви, кирпича и автотранспортных средств сократилось за прошлый год примерно на 20%. Объемы сборки металлических конструкций, электродвигателей, трансформаторов, оружия уменьшились на четверть. Выпуск металлообрабатывающих станков и паровых котлов, сахара и виноградных вин упал на треть. А от производства железнодорожного подвижного состава осталась только половина показателя 2019 года.
     
     Объемы реализации продукции в денежном измерении тоже уменьшаются — в 2020 году они сократились в целом по промышленности на 1,5 млрд грн. А пять ведущих отраслей — угледобыча, добыча газа и нефти, металлургия, машиностроение и производство кокса — понесли наибольшие потери.
     
     Загруженность производственных мощностей промышленных предприятий продолжает уменьшаться, в начале 2021-го она снизилась в целом по отрасли до 63,8%. В январе текущего года, по данным Госстата, предприятия были обеспечены заказами в среднем лишь на 4,3 месяца работы, а производители кокса и продуктов нефтепереработки, деревообрабатывающие предприятия — на срок менее 2 месяцев.
     
     Утрата рынков
     На Украине еще с момента провозглашения независимости интересы отечественного производителя неоднократно приносились в жертву абстрактным политическим лозунгам, за которыми стояли клановые предпочтения и некомпетентность. Так, например, в 2008 году Украина вступила в ВТО на заведомо невыгодных условиях главным образом из-за стремления получить членство в организации раньше России. При этом о защите внутреннего рынка от дешевых импортных товаров никто даже не вспомнил.
     
     Дальнейшая деиндустриализация Украины — это результат подписания Соглашения об ассоциации и создании Зоны свободной торговли (ЗСТ) с Европейским союзом. Следствием этого стал разрыв кооперационных связей с РФ и странами СНГ. Объективные причины спада в промышленности — снижение экономической и инвестиционной активности на внутреннем рынке и одновременно сокращение продаж на ключевом для украинского машиностроения российском рынке.
     
     После 2014 года у большинства промышленных предприятий радикально изменилась структура рынков сбыта. И не всем удалось перестроиться. Многие сегменты украинского машиностроения не смогли переориентироваться на экспорт. В товарной структуре экспорта удельный вес продукции машиностроения сократился с 18,9%, или 12,9 млрд долл. (в 2012 году), до 9,9%, или 4,3 млрд долл. (в 2017-м). Вслед за обвалом высокотехнологичного экспорта в ряде регионов Украины практически остановилось промышленное производство.
     
     Украина потеряла значительную часть технологической промышленности, зато сильно выросла сфера услуг и товаров с низкой добавленной стоимостью. На это накладывается проблема с трудовыми ресурсами: сокращение населения, отток рабочей силы за рубеж, массовое неофициальное трудоустройство, а также низкая производительность труда (в 5,5 раза ниже, чем в Центральной Европе).
     
     Робкие попытки спасения промышленности
     Опыт большинства развитых стран свидетельствует о том, что в сложной социально-экономической ситуации именно активная государственная поддержка отечественного производителя позволяла в кратчайшие сроки повысить конкурентоспособность национальной экономики и добиться ощутимых успехов в самых различных сферах хозяйственной жизни. И Украина в прошлом году даже попыталась сделать шаг в этом направлении.
     
     Летом прошлого года в парламенте был зарегистрирован и принят в первом чтении законопроект о локализации при госзакупках машиностроительной продукции. Им предлагается распространить на ряд сегментов машиностроения требование локализации производства на уровне 25-40% при госзакупках с 2021 года и на 40-60% — с 2024 года. Речь идет о таких сегментах машиностроения, как железнодорожный транспорт, городской пассажирский транспорт, коммунальная техника и спецтехника, энергетическое машиностроение (насосы, трансформаторы, турбины) и пр.
     
     Для выполнения требований локализации иностранные производители будут «принуждены» к созданию производственных или сборочных мощностей на Украине или к кооперации с отечественными компаниями.
     
     Однако данная инициатива была подвергнута критике Запада. В Евросоюзе заявили, что законопроект противоречит Соглашению об ассоциации Украины и ЕС, и предупредили Киев о недопустимости поддержки украинского машиностроения. Кроме того, Брюссель пригрозил, что в случае принятия закона европейские банки могут прекратить кредитование украинских компаний и организаций. Позже премьер-министр Денис Шмыгаль признал, что законопроект противоречит Соглашению об ассоциации с ЕС, и заявил, что документ необходимо доработать. Изначально планировалось, что закон вступит в силу с 1 января 2021 года, однако он застрял в парламенте и на второе чтение пока не выносился.
     
     Послушное следование правительства в фарватере рекомендаций МВФ окончательно добьет украинского производителя и превратит страну в сырьевой придаток Запада. Например, если в 2013 году машиностроение занимало в структуре производства 18-20%, то сейчас — всего 7-8%. И отрасль близка к точке невозврата. Через год-два спасать будет уже нечего.
     
     


Автор: Виталий Денисенко прочтений: 508 оценки: 0 от 0
© Свидетельство о публикации № 39539
  Цена: 1 noo



Ваши комментарии

Пароль :

Комментарий :

Осталось символов

Доступна с мобильного телефона
Чат
Опросы
Музыка
Треки
НеForМат
Академия
Целит
Юрпомощь


О сервере


О проекте
Юмор
Работа
О нас

Earn&Play
Для контактов
skype:noo.inc


Этот сайт посвящен Георгию Гонгадзе, символу борьбы за свободу, журналисту, патриоту, человеку... Ukraine NBU Hrivnya rate
Russian ruble rate
Noo Web System



Редакция за авторские материалы ответственности не несет
стать автором
Micronoo Links Neformat Links Noo Links Chess Links Forex Links Bloodway

Идея и разработка
компании NOO
На сайт разработчика