Независимое аналитическое интернет-издание "Искра" это ваше право на информацию.

Что есть государство без правосудия? Шайка разбойников, и только. © Блаженный Августин

На главную страницу

Парольный вход для авторов.

автор: c до

Человечество спасется за пределами Солнечной системы
Автор: Redactor      Дата: 20.10.2008 21:21


Человечество спасется за пределами Солнечной системы      По сложившейся традиции День космонавтики в нашей стране отмечается именно 12 апреля, а не 4 октября. Ведь 12 апреля 1961 года первый человек с планеты Земля, Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968), на космическом корабле «Восток» вышел в космическое пространство и совершил полет по орбите искусственного спутника Земли. А 4 октября 1957 года на околоземную орбиту был выведен «всего-навсего» первый искусственный спутник. Тем самым словно подчеркивается, что космическая эра для нас, землян, началась не тогда, когда устройство, созданное на Земле, оказалось за пределами земной атмосферы, а тогда, когда мы научились добираться туда сами. Разделение автоматической и пилотируемой космонавтики существует до сих пор, возникла и развивается целая орбитальная инфраструктура, без которой не может жить ни одна современная экономика. И нет-нет, да и спросит кто-нибудь: «А нужна ли нам пилотируемая космонавтика вообще?»
     Лицом к Земле
     
     Толчок к началу использования космической техники для удовлетворения хозяйственных нужд человечества в значительной степени дали пилотируемые полеты. Прежде всего, только по мере их выполнения постепенно выяснялось, как много видно из космоса. Когда Герман Титов (1935–2000) сообщил, что разглядел с орбиты автомобиль на дороге, это вызвало шок. Гордон Купер (Leroy Gordon Cooper, 1927–2004) с орбиты сообщил, что видит дороги, строения, даже дым из труб. На Земле не поверили, решили, что у него галлюцинации.
     
     Потом выяснилось, что с орбиты очень хорошо видны многие вещи, которые другими методами наблюдений не выявляются или выявляются с большими затратами средств и времени или слишком поздно. Например, геологические образования, состояние полярных шапок, ледников на горах, лесов, вообще земной поверхности, косяки рыб в океане, лесные и степные пожары и многое другое. Очень хорошо видны зоны загрязнений. В результате (по «наводке» космонавтов) началась разработка различных беспилотных систем космического базирования (связные, метеорологические, навигационные, ИПРЗ). Космонавтика повернулась лицом к Земле и к Человеку, и огромный вклад в это внесли визуально-инструментальные наблюдения, которые начали проводить космонавты с орбиты.
     
     В соответствии с изначальным планом космических исследований, разработанным ещё по времена Тихонравова и Королева, после полетов кораблей-спутников с человеком на борту следовало переходить к созданию долговременной орбитальной станции. Этот шаг был сделан в 1971 году, когда на орбиту вывели первую орбитальную станцию «Салют». За ней последовали и другие, но задачи, которые они решали, сильно отличались от предусмотренных планом. Мечтам Королева о создании на орбите космической гавани, обеспечивающей полет человека к Марсу, не суждено было осуществиться: прогнозы и планы, которые составлялись на волне эйфории от стремительного развития нашей космонавтики в первые годы, были, мягко говоря, чересчур оптимистичными. Марсианский проект не осуществился. Вместо этого Землю окружила целая сеть орбитальных систем, которые следят за состоянием атмосферы и поверхности планеты, предупреждают о приближении ураганов и циклонов, дают оперативную и точную информацию о всевозможных стихийных бедствиях и техногенных катастрофах, используются для навигации и коммуникации. Все это очень ценно, но в начале была простая и иррациональная мечта человека о полете.
     
     Мечты и идеи
     
     Поначалу желание оторваться от земли никак не было связано с мечтами об иных мирах. Сама мысль об их существовании казалась ещё более абсурдной, чем идея полета. Только на исходе эпохи Возрождения, в конце XVI века, итальянский мыслитель Джордано Бруно (Giordano Bruno, 1548–1600), высказал гипотезу о бесконечности Вселенной. Он считал, что Бог в своем бесконечном могуществе создал бесконечное множество миров и каждый из них населил разумными существами. Однако сам Бруно считал путешествие к другим мирам вряд ли осуществимым и в любом случае ненужным.
     
     Но его младший современник в Германии Иоганн Кеплер (Johannes Kepler, 1571–1630) однажды увидел во сне, как летит на Луну. Проснувшись, он подробно описал и само путешествие, и людей (точнее, духов), перенесших его на Луну. О том, каким образом им это удалось, он почти ничего не сообщает. Говорит только, что это возможно только во время солнечных затмений.
     
     К этому времени человечество знало два способа передвижения: по воде с помощью весел или парусов, и по земле на лошадях (или на верблюдах и слонах там, где они водились). А как лететь на Луну? В качестве средств передвижения и после Кеплера предлагалось использовать различные технические средства, но все эти «космические экипажи» соперничали друг с другом по удивительной наивности своих конструкций. И только в 1783 году, когда братья Монгольфье (Joseph-Michel Montgolfier,1740–1810, и Jacques-Étienne Montgolfier, 1745–1799) совершили свой первый полет на тепловом воздушном шаре, техника полета и освоение космоса вдруг слились воедино: все другие способы достижения Луны и планет были заброшены, и астронавты стали летать исключительно на воздушных шарах, причем не только к Луне, но и к далеким планетам, даже к только что открытому Урану. О том, что столетием раньше Блез Паскаль установил факт конечности земной атмосферы и даже приблизительно рассчитал её границы, никто не вспоминал и во внимание не принимал.
     
     В Россию идея космического путешествия впервые пришла из Европы: в 1717 году граф Яков Вилимович Брюс (Jacob Daniel Bruce, 1670–1735) по просьбе Петра I перевел на русский и издал книгу великого Христиана Гюйгенса (Christiaan Huygens, 1629–1695) «Космеотерос» (Cosmotheoros). В русском переводе она называлась «Книга мирозрения, или Мнение о небесноземных глобусах», и на ней не значилось ни имени автора, ни переводчика. В ней, однако, была в краткой и понятной форме изложена теория Коперника, и после нее возник целый поток сначала переводной, а затем и отечественной фантастической литературы. К теме космических путешествий обращались такие известные русские писатели, как Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797–1846) и князь Владимир Федорович Одоевский (1803–1869). В романе «4338 год» (1840) Одоевский утверждает, что осваивать Луну и планеты необходимо в связи с угрозой перенаселения.
     
     Эта литература будоражила души людей, раздувала в них космическую искру, открывала новую область познания и приложения сил, стимулировала поиск новых решений. Ряды исследователей пополнялись новыми энтузиастами.
     
     Так нужна ли пилотируемая космонавтика?
     
     Сейчас много говорят и пишут о неэффективности, и даже больше — о ненужности пилотируемой космонавтики. Получаемые результаты, говорят, не стоят тех денег, которые затрачиваются на эти полеты. Однако никак нельзя отрицать необходимость и важность огромного количества проводящихся на орбите исследований и экспериментов. Конечно, 90% информации, которую Земля получает из космоса, поставляют автоматические системы. Но вот, например, космический телескоп «Хаббл»: он передает на Землю огромные массивы информации о Вселенной. А чинить его на шаттле летают люди.
     
     Если мы не будем осваивать Луну и планеты, выносить вредное производство в космос, не будем переселяться, то можно было бы удовлетвориться автоматическими системами. Но справиться с экологической и другими глобальными угрозами нам тогда не удастся. Это во-первых.
     
     А во-вторых, полеты человека в космос имеют огромное мировоззренческое значение. В начале Космической Эры именно к людям, вернувшимся с орбиты, было приковано внимание всего международного сообщества. И одним из самых важных событий ХХ века, при всем многообразии и глобальной значимости других событий, было то, что человек впервые увидел Землю со стороны. Может, сейчас это ещё и не заметно, но именно это положило начало формированию нового типа сознания — планетарного сознания человека XXI столетия. И это очень важно: формирование общественного сознания всегда отстает от жизненных реалий. Вступив в ядерный век, человечество не успело или не сумело выработать соответствующее ему сознание. Чернобыльская катастрофа и ликвидация её последствий — яркий тому пример.


Автор: Redactor прочтений: 2482 оценки: 5 от 1
© Свидетельство о публикации № 4408
  Цена: 1 noo



Ваши комментарии

Пароль :

Комментарий :

Осталось символов

Доступна с мобильного телефона
Чат
Опросы
Музыка
Треки
НеForМат
Академия
Целит
Юрпомощь


О сервере


О проекте
Юмор
Работа
О нас

Earn&Play
Для контактов
skype:noo.inc


Этот сайт посвящен Георгию Гонгадзе, символу борьбы за свободу, журналисту, патриоту, человеку... Ukraine NBU Hrivnya rate
Russian ruble rate
Noo Web System



Редакция за авторские материалы ответственности не несет
стать автором
Micronoo Links Neformat Links Noo Links Chess Links Forex Links Bloodway

Идея и разработка
компании NOO
На сайт разработчика