Человечество спасется за пределами Солнечной системы
Автор: Redactor Дата: 20.10.2008 21:21
По сложившейся традиции День космонавтики в нашей стране отмечается именно 12 апреля, а не 4 октября. Ведь 12 апреля 1961 года первый человек с планеты Земля, Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968), на космическом корабле «Восток» вышел в космическое пространство и совершил полет по орбите искусственного спутника Земли. А 4 октября 1957 года на околоземную орбиту был выведен «всего-навсего» первый искусственный спутник. Тем самым словно подчеркивается, что космическая эра для нас, землян, началась не тогда, когда устройство, созданное на Земле, оказалось за пределами земной атмосферы, а тогда, когда мы научились добираться туда сами. Разделение автоматической и пилотируемой космонавтики существует до сих пор, возникла и развивается целая орбитальная инфраструктура, без которой не может жить ни одна современная экономика. И нет-нет, да и спросит кто-нибудь: «А нужна ли нам пилотируемая космонавтика вообще?» Лицом к Земле Толчок к началу использования космической техники для удовлетворения хозяйственных нужд человечества в значительной степени дали пилотируемые полеты. Прежде всего, только по мере их выполнения постепенно выяснялось, как много видно из космоса. Когда Герман Титов (1935–2000) сообщил, что разглядел с орбиты автомобиль на дороге, это вызвало шок. Гордон Купер (Leroy Gordon Cooper, 1927–2004) с орбиты сообщил, что видит дороги, строения, даже дым из труб. На Земле не поверили, решили, что у него галлюцинации. Потом выяснилось, что с орбиты очень хорошо видны многие вещи, которые другими методами наблюдений не выявляются или выявляются с большими затратами средств и времени или слишком поздно. Например, геологические образования, состояние полярных шапок, ледников на горах, лесов, вообще земной поверхности, косяки рыб в океане, лесные и степные пожары и многое другое. Очень хорошо видны зоны загрязнений. В результате (по «наводке» космонавтов) началась разработка различных беспилотных систем космического базирования (связные, метеорологические, навигационные, ИПРЗ). Космонавтика повернулась лицом к Земле и к Человеку, и огромный вклад в это внесли визуально-инструментальные наблюдения, которые начали проводить космонавты с орбиты. В соответствии с изначальным планом космических исследований, разработанным ещё по времена Тихонравова и Королева, после полетов кораблей-спутников с человеком на борту следовало переходить к созданию долговременной орбитальной станции. Этот шаг был сделан в 1971 году, когда на орбиту вывели первую орбитальную станцию «Салют». За ней последовали и другие, но задачи, которые они решали, сильно отличались от предусмотренных планом. Мечтам Королева о создании на орбите космической гавани, обеспечивающей полет человека к Марсу, не суждено было осуществиться: прогнозы и планы, которые составлялись на волне эйфории от стремительного развития нашей космонавтики в первые годы, были, мягко говоря, чересчур оптимистичными. Марсианский проект не осуществился. Вместо этого Землю окружила целая сеть орбитальных систем, которые следят за состоянием атмосферы и поверхности планеты, предупреждают о приближении ураганов и циклонов, дают оперативную и точную информацию о всевозможных стихийных бедствиях и техногенных катастрофах, используются для навигации и коммуникации. Все это очень ценно, но в начале была простая и иррациональная мечта человека о полете. Мечты и идеи Поначалу желание оторваться от земли никак не было связано с мечтами об иных мирах. Сама мысль об их существовании казалась ещё более абсурдной, чем идея полета. Только на исходе эпохи Возрождения, в конце XVI века, итальянский мыслитель Джордано Бруно (Giordano Bruno, 1548–1600), высказал гипотезу о бесконечности Вселенной. Он считал, что Бог в своем бесконечном могуществе создал бесконечное множество миров и каждый из них населил разумными существами. Однако сам Бруно считал путешествие к другим мирам вряд ли осуществимым и в любом случае ненужным. Но его младший современник в Германии Иоганн Кеплер (Johannes Kepler, 1571–1630) однажды увидел во сне, как летит на Луну. Проснувшись, он подробно описал и само путешествие, и людей (точнее, духов), перенесших его на Луну. О том, каким образом им это удалось, он почти ничего не сообщает. Говорит только, что это возможно только во время солнечных затмений. К этому времени человечество знало два способа передвижения: по воде с помощью весел или парусов, и по земле на лошадях (или на верблюдах и слонах там, где они водились). А как лететь на Луну? В качестве средств передвижения и после Кеплера предлагалось использовать различные технические средства, но все эти «космические экипажи» соперничали друг с другом по удивительной наивности своих конструкций. И только в 1783 году, когда братья Монгольфье (Joseph-Michel Montgolfier,1740–1810, и Jacques-Étienne Montgolfier, 1745–1799) совершили свой первый полет на тепловом воздушном шаре, техника полета и освоение космоса вдруг слились воедино: все другие способы достижения Луны и планет были заброшены, и астронавты стали летать исключительно на воздушных шарах, причем не только к Луне, но и к далеким планетам, даже к только что открытому Урану. О том, что столетием раньше Блез Паскаль установил факт конечности земной атмосферы и даже приблизительно рассчитал её границы, никто не вспоминал и во внимание не принимал. В Россию идея космического путешествия впервые пришла из Европы: в 1717 году граф Яков Вилимович Брюс (Jacob Daniel Bruce, 1670–1735) по просьбе Петра I перевел на русский и издал книгу великого Христиана Гюйгенса (Christiaan Huygens, 1629–1695) «Космеотерос» (Cosmotheoros). В русском переводе она называлась «Книга мирозрения, или Мнение о небесноземных глобусах», и на ней не значилось ни имени автора, ни переводчика. В ней, однако, была в краткой и понятной форме изложена теория Коперника, и после нее возник целый поток сначала переводной, а затем и отечественной фантастической литературы. К теме космических путешествий обращались такие известные русские писатели, как Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797–1846) и князь Владимир Федорович Одоевский (1803–1869). В романе «4338 год» (1840) Одоевский утверждает, что осваивать Луну и планеты необходимо в связи с угрозой перенаселения. Эта литература будоражила души людей, раздувала в них космическую искру, открывала новую область познания и приложения сил, стимулировала поиск новых решений. Ряды исследователей пополнялись новыми энтузиастами. Так нужна ли пилотируемая космонавтика? Сейчас много говорят и пишут о неэффективности, и даже больше — о ненужности пилотируемой космонавтики. Получаемые результаты, говорят, не стоят тех денег, которые затрачиваются на эти полеты. Однако никак нельзя отрицать необходимость и важность огромного количества проводящихся на орбите исследований и экспериментов. Конечно, 90% информации, которую Земля получает из космоса, поставляют автоматические системы. Но вот, например, космический телескоп «Хаббл»: он передает на Землю огромные массивы информации о Вселенной. А чинить его на шаттле летают люди. Если мы не будем осваивать Луну и планеты, выносить вредное производство в космос, не будем переселяться, то можно было бы удовлетвориться автоматическими системами. Но справиться с экологической и другими глобальными угрозами нам тогда не удастся. Это во-первых. А во-вторых, полеты человека в космос имеют огромное мировоззренческое значение. В начале Космической Эры именно к людям, вернувшимся с орбиты, было приковано внимание всего международного сообщества. И одним из самых важных событий ХХ века, при всем многообразии и глобальной значимости других событий, было то, что человек впервые увидел Землю со стороны. Может, сейчас это ещё и не заметно, но именно это положило начало формированию нового типа сознания — планетарного сознания человека XXI столетия. И это очень важно: формирование общественного сознания всегда отстает от жизненных реалий. Вступив в ядерный век, человечество не успело или не сумело выработать соответствующее ему сознание. Чернобыльская катастрофа и ликвидация её последствий — яркий тому пример.
Автор: Redactor
прочтений: 2482 оценки: 5 от 1
© Свидетельство о публикации № 4408
Цена: 1 noo
|
Ваши комментарии
|
Чат
Опросы
Музыка
Треки
НеForМат
Академия
Целит
Юрпомощь
О сервере
О проекте
Юмор
Работа
О нас
Earn&Play
Для контактов skype:noo.inc



|