Независимое аналитическое интернет-издание "Искра" это ваше право на информацию.

Радио молчит.
Включить!


Власть не средство, она - цель. © Дж.Оруэлл

На главную страницу

Парольный вход для авторов.

автор: c до

Василий Грицак: «Как генералу, мне стыдно за Главнокомандующего Вооруженными Силами Украины…»
Автор: Виктория Чепурных      Дата: 07.12.2008 17:06


Василий Грицак: «Как генералу, мне стыдно за Главнокомандующего Вооруженными Силами Украины…»      
     Народный депутат прокомментировал заявления главы парламентской следственной комиссии Валерия Коновалюка
     
     
     4 декабря в эфире российского телеканала «Вести» выступил народный депутат Украины Валерий Коновалюк, возглавляющий парламентскую следственную комиссию по поставкам вооружения Украиной Грузии. Валерий Ильич заявил, что Украина поставляла в Грузию зенитно- ракетные комплексы (ЗРК), фактически, чуть ли не вместе с экипажами. Чтобы продать Грузии это вооружение, ЗРК, по словам Коновалюка, снимались с боевого дежурства. Коновалюк также заявил, что парламентская комиссия располагает информацией на более чем 15-ть человек, граждан Украины, принимавших участие в этом конфликте.
     
     
     
     Во вторник Валерий Коновалюк намерен обнародовать документы и все материалы комиссии в сессионном зале парламента. Чем это может обернуться для политиков и высших государственных чиновников, если обвинения Коновалюка окажутся правдой, мы поинтересовались у народного депутата Василия Грицака – генерал-лейтенанта милиции, принимавшего участие в миротворческих контингентах за рубежом, кандидата юридических наук.
     
     
     
     - Василий Николаевич, как юрист, скажите, пожалуйста, против кого из должностных лиц страны направлены обвинения Коновалюка, если они подтвердятся?
     
     
     
     - Если вы обратили внимание, то в выступлениях коллеги Валерия Коновалюка речь идет о ЗРК, которые (до возможной продажи в Грузию), несли боевое дежурство. То есть, очевидно, что данная техника числилась на балансе и была штатным вооружением определенной воинской части, соединения. А значит, может идти речь о том, что эта техника – составная часть Вооруженных Сил Украины, а не, скажем какая-то продукция какого-то предприятия военно-промышленного комплекса.
     
     
     
     Я намерено разделяю ВПК и ВС Украины, чтобы не было путаницы с подчиненностью. Чувствуете разницу между предприятием ВПК и воинской частью? Так вот, если это было вооружение воинской части, это значит, что обвинения Коновалюка, если они окажутся правдой, адресованы прежде всего Главнокомандующему ВС Украины (а это наш президент).
     
     
     
     В этом также может быть замешан совет Нацбезопасности и обороны Украины. Но, подчеркиваю – все важные решения (а снятие/постановка на боевое дежурство это исключительно важный вопрос!) жизнеобеспечения и деятельности вооруженных сил, это прерогатива президента Украины, как Главкома.
     
     
     
     - Валерий Коновалюк говорил не только о технике и вооружении, шла речь о военнослужащих…
     
     
     
     - Это, на мой взгляд, ключевой момент. Если выяснится, что в военном конфликте в Грузии по какому-то секретному указу президента участвовали украинские военнослужащие – это один вопрос. Военнослужащие, согласно действующему законодательству имеют совершенно особый правовой статус, определенный целым рядом законов: «Про Збройні сили України», «Про оборону України», «Про загальний військовий обов'язок та військову службу», «Про соціальний та правовий захист військовослужбовців та членів їх сімей» и т.д.
     
     
     
     Помимо этого, участие украинских военнослужащих в военных конфликтах за рубежом страны, четко регламентировано Конституцией Украины, законом «Про Збройні сили України». Фактически, можно говорить о том, что военнослужащие Украины могут принимать участие в зарубежных военных конфликтах только в рамках международных миротворческих операций. А отправка наших воинских контингентов для участия в таких операциях – это согласованное решение всех ветвей власти, она не может быть осуществлена без согласия парламента, который принимает соответствующее постановление…
     
     
     
     - А сколько всего было зарубежных миссий, с участием украинских военнослужащих?
     
     
     
     - В рамках международных обязательств, украинские военнослужащие и личный состав МВД, СБУ принимали участие в 17- ти международных миротворческих операциях. Это были миссии ООН, ОБСЕ на территории бывшей Югославии, Анголы, Гватемалы, Таджикистана, Афганистана, Кувейта, Сьерра- Леоне, Грузии, Ирака, Ливана, Эфиопии и Эритреи. Всего в таких операциях участвовали (или сейчас участвуют) более 30 тыс. человек
     
     
     
     - То есть, украинские военнослужащие таки направлялись в Грузию?
     
     
     
     - Да, но это было в 1999-ом – 2005-ом году, в рамках миссии ОБСЕ. Да и то наши военнослужащие там присутствовали исключительно в качестве наблюдателей – всего было около 5 человек. Это официальная информация. А в военном конфликте в Грузии в нынешнем году – наши военнослужащие, на законных основаниях, не могли участвовать.
     
     
     
     Не было на то никакого решения парламента. Не было и не могло быть. Если все-таки выяснится, что наши военные там были, по какому-то секретному указу Главнокомандующего, то это может быть квалифицировано как преступление – прежде всего, высших должностных лиц страны, направивших их туда.
     
     
     
     - А если наши военспецы участвовали в войне в Грузии на добровольной основе, как частные гражданские лица?
     
     
     
     - Я допускаю, что теоретически это было возможно. Могла наша власть завербовать таких людей, замаскировав их под гражданских, изъявивших желание в частном порядке присоединиться к грузинской стороне? Могла. Ведь были же там добровольцы из Прибалтики, других стран – об этом писали СМИ. В конец-концов были соответствующие заявления россиян об участии украинцев в военных действиях на стороне Грузии. Об этом заявлял заместитель начальника российского Генштаба Анатолий Наговицин.
     
     
     
     - Да, но украинские власти отвергли эти обвинения…
     
     
     
     - Отвергнуть-то отвергли, но скажите, зачем вообще нужно было давать повод для таких, пусть даже не обоснованных заявлений? Если вы помните, перед самым началом боевых действий в Грузии, украинская сторона направила в Грузию военных спецназовцев, которые вначале, якобы принимали участие в совместных грузино-американских военных учениях «Immediate Response – 2008», а потом еще проходили в грузинском учебном лагере горную подготовку.
     
     
     
     Минобороны заявило, что вывело украинских военнослужащих прямо перед началом боевых действий. Спрашивается: что, не видел наш Главком, что идет эскалация напряжения, что уже, образно говоря, заряжены пушки? Если не видел – то почему? Потому что ему так хотелось? Я вообще, как вы знаете, считал и считаю, что поддержка Саакашвили – стратегическая ошибка Ющенко. И, кстати, заявил об этом в интервью вашему сайту открыто, еще в августе 2008-го, пока все основные политические силы отмалчивались. Более того, на третий день конфликта, когда я увидел, что руководство Партии регионов молчит, я направил от себя лично телеграмму с поддержкой Президенту и Премьер-министру РФ.
     
     
     
     А ведь правоту моей позиции позже подтвердили не только российские, но и зарубежные политики. Доводы о том, что войну в Южной Осетии разожгла Грузия звучали и в Конгрессе США – об этом говорили конгрессмены Говард Берман, Дана Рорабакер, Шейла Ли. Герхард Шрёдер выступил с жесткой критикой в адрес Саакашвили, как агрессора… Словом, как генералу, мне стыдно за Главкома ВС Украины.
     
     
     
     - Вы поддерживаете своего коллегу Коновалюка?
     
     
     
     - Я поддерживаю взвешенную и исключительно законную позицию Украины во всех международных делах. Тем более, в таком вопросе, как применение силовых ведомств, торговля вооружением.
     
     
     
     А что до работы следственной комиссии Коновалюка, то надеюсь увидеть выводы, подтвержденные документами. Ведь копья ломаются вокруг ЗРК ПВО «С-200», с помощью которых были сбиты российские самолеты Су-25 и Ту-22. Могу сказать как генерал, что до начала войны в Грузии, в грузинской армии не было специалистов, способных их обслуживать, а тем более эффективно руководить боевым применением таких комплексов – я имею в виду, как технический аспект, так и слаженную работу боевых расчетов.
     
     
     
     - А что можете сказать о позиции украинского Минобороны?
     
     
     
     - Я верю Коновалюку, что Минобороны, СНБО, секретариат президента всячески препятствуют его расследованию, удерживают информацию, пытаются засекретить то, что им не положено. В том, что такая практика есть, по крайней мере, в СНБО и в секретариате президента, я убедился лично, на примере никчемных разбирательств, затеянных СНБО и секретариатом по проблеме функционирования государственного документооборота Украины.
     
     
     
     


Автор: Виктория Чепурных прочтений: 1993 оценки: 0 от 0
© Свидетельство о публикации № 4760
  Цена: 1 noo



Ваши комментарии

Пароль :

Комментарий :

Осталось символов

Доступна с мобильного телефона
Чат
Опросы
Музыка
Треки
НеForМат
Академия
Целит
Юрпомощь


О сервере


О проекте
Юмор
Работа
О нас

Earn&Play
Для контактов
skype:noo.inc


Этот сайт посвящен Георгию Гонгадзе, символу борьбы за свободу, журналисту, патриоту, человеку... Ukraine NBU Hrivnya rate
Russian ruble rate
Noo Web System



Редакция за авторские материалы ответственности не несет
стать автором
Micronoo Links Neformat Links Noo Links Chess Links Forex Links Bloodway

Идея и разработка
компании NOO
На сайт разработчика