Независимое аналитическое интернет-издание "Искра" это ваше право на информацию.

Эту планету уже давно захватили негодяи, и удерживают власть, стравливая между собой тех, кто это понял.

На главную страницу

Парольный вход для авторов.

автор: c до

Международный год пресной воды 2003
Автор: Станислав Власенко      Дата: 31.03.2003 11:11
Обеспечение населения планеты водой и очистка водных ресурсов являются серьезной и дорогостоящей задачей. То, насколько успешно правительства или частный сектор справляются с этой задачей, является одним из самых горячо обсуждаемых вопросов среди политико

     Для обеспечения населения планеты чистой питьевой водой и очистными устройствами необходимы большие капиталовложения, которые оцениваются в 14-30 миллиардов американских долларов в год сверх тех 30 миллиардов долларов, которые сегодня выделяются на эти нужды во всем мире. В большинстве развивающихся стран -большая часть расходов на водоснабжение и очистку воды ложится на государственные органы коммунального обслуживания, что также касается обеспечения населения электричеством, средствами телекоммуникации и транспортом. Но из-за дефицита финансовых и людских ресурсов результатом такого положения дел является низкая производительность и неэффективное обслуживание. Согласно оценкам специалистов Всемирного банка, технические проблемы, связанные только с водоснабжением и эксплуатацией автомагистралей и железных дорог в начале 90-ых годов, ежегодно приносили убыток в 55 миллиардов долларов, что составляет один процент ВВП всех развивающихся стран, четверть ежегодных вложений этих государств на создание инфраструктуры и вдвое превышает ежегодные расходы государств на ее развитие.
     В конце 80-ых годов по инициативе иностранных кредиторов многие страны мира предложили частным организациям заняться управлением существующими объектами инфраструктуры водоснабжения и финансировать создание новых объектов. На тот момент существовало мнение, что финансирование и опыт организаций частного сектора в области управления смогут значительно улучшить качество и количество услуг в этой сфере, благодаря использованию частных финансовых ресурсов и расширению спектра услуг, что позволило бы экономно использовать ограниченные общественные ресурсы.
     В развивающихся странах сфера водоснабжения и очистки воды часто субсидируется государством через прямое финансирование предприятий коммунального обслуживания за счет--налогообложения. Ежегодные расходы развивающихся государств на водоснабжение и очистку воды составляют на сегодняшний день приблизительно 15 миллиардов долларов. Согласно оценкам специалистов Всемирного банка, около 75 процентов средств, выделяемых на эти нужды, предоставляется правительствами, приблизительно 11 процентов - частным сектором, и 14 процентов средств поступает от международных агентств, занимающихся вопросами развития.
     Широкое распространение получило мнение, что вода - это общественное благо и основная потребность человека, которая должна удовлетворяться государством по максимально низким ценам. В результате, полная стоимость водных ресурсов редко оплачивается потребителем. В некоторых странах промышленные предприятия оплачивают воду по специальным тарифам, но даже эти тарифы утверждаются на основе средних затрат на водоснабжение, в результате чего в расчет не принимаются затраты на такие взаимосвязанные с водопользованием виды деятельности как управление сточными водами. В расчет также не принимаются такие "скрытые издержки" как, например, потеря дохода, который мог бы быть получен, благодаря альтернативным методам использования воды. Результатом такого отношения является то, что водные ресурсы недооцениваются и тратятся впустую даже в условиях все более усугубляющегося дефицита водных ресурсов. Не получая компенсации за понесенные затраты, правительства развивающихся стран не могут обеспечить водой всех нуждающихся, в связи с чем люди вынуждены преодолевать многие препятствия в поисках воды и подвергать свою жизнь опасности из-за потребления воды, которая не соответствует санитарным нормам.
     Существует мнение, что приватизация водных ресурсов и очистных сооружений может решить некоторые из этих проблем. В настоящее время частный сектор распоряжается только семью процентами ресурсов в области водоснабжения и очистки воды. Ожидается, что к 2015 году эта цифра увеличится более чем в два раза. По оценкам специалистов, на сегодняшний день ежегодная прибыль частных предприятий, занимающихся управлением водными ресурсами, составляет 200 миллиардов долларов, но по прогнозам Всемирного банка, эта цифра может достигнуть к 2021 году одного триллиона долларов.
     Критика приватизации водных ресурсов
     Необходимо отметить, однако, что процесс приватизации объектов водоснабжения и водных ресурсов часто вызывает недовольство общественности. Как показывает опыт, частное управление системой водоснабжения часто мало чем отличается от государственного. Статистика демонстрирует, что вода, поставляемая частными предпринимателями или организациями, часто содержит опасные для здоровья примеси; прохудившиеся трубы не ремонтируются в течение недель, а цены на воду часто необоснованно завышаются, что ставит беднейшие слои населения перед непростым выбором: хлеб или вода. В Кочабамбе, третьем по величине городе Боливии, цены на воду увеличились на 35 процентов после того, как частный консорциум начал управлять водоснабжением города в 1999 году, что вызвало массовые уличные протесты. Контракт с частным поставщиком воды был расторгнут менее чем через год.
     Даже активные попытки некоторых правительств развивающихся стран поощрять участие частного сектора в области водоснабжения не дали положительных результатов. Когда правительство Южной Африки попыталось прекратить субсидирование системы водоснабжения страны в 2000 году,миллионы людей были вынуждены использовать воду из рек и озер, в результате чего разразилась одна из самых серьезных эпидемий холеры в истории страны.
     Эти данные позволяют сделать два вывода:
     приватизация инфраструктуры водоснабжения обогащает горстку дельцов за счет всего остального населения, а вода течет к тем, кто может за нее платить. Критики приватизации отмечают, что частные компании, преследуя выгодные условия долгосрочных контрактов, часто недооценивают, какие средства необходимы для поддержания системы водоснабжения в удовлетворительном состоянии. Как только частным компаниям удается подписать контракт, они начинают проводить массовые сокращения рабочих, минимизировать затраты на техническое обслуживание и поднимать цены в погоне за прибылью. Кроме того, существует мнение, что право на воду - это одно из основных прав человека, и каждому должен быть обеспечен равный доступ к чистой воде по минимальным ценам. Водные ресурсы не должны управляться частными предприятиями с целью получения прибыли.
     Поиск путей решения проблемы
     Независимо от того, кто управляет водными ресурсами, за водоснабжение и водоочистные мероприятия все равно кому-то придется платить: либо потребителям, либо налогоплательщикам. Некоторые специалисты считают, что частные предприятия могут играть важную роль в процессе водоснабжения, так как они часто способны более оперативно реагировать на изменения потребительского спроса в этой области. Но идея привлечения частных предпринимателей в сферу водоснабжения не подразумевает, что правительство должно просто передать частному сектору управление водными ресурсами и позволить деньгам диктовать свои условия. Эта инициатива скорее подразумевает, что должен осуществляться диалог между правительствами, представителями частного сектора и потребителями, целью которого должно стать принятие экологически оправданных решений, которые бы позволили обеспечивать все слои населения чистой водой на равных основаниях.
     В данном случае представляется возможным развитие целого спектра отношений, предоставляющих частному сектору множество различных возможностей. Правительства могли бы отказаться от своей роли финансистов и поставщиков и ограничиться ролью контролирующего и регулирующего звена. Для успешного осуществления этой инициативы необходимо разработать детальные тексты контрактов, которые бы оговаривали стандарты и штрафы, а также предусматривали способы поощрения частных предпринимателей за хорошо проделанную работу. Но в любом случае правительство должно активно участвовать в процессе наблюдения за деятельностью частных предпринимателей в области водоснабжения.
     Некоторое повышение цен на воду также рассматривается как один из путей решения проблемы водоснабжения. Но ценообразование в этой области является очень сложным процессом, так как оно должно учитывать социальные, технические, экономические и экологические аспекты водоснабжения того или иного региона планеты. В связи с этим в некоторых странах было предложено, чтобы правительство оплачивало определенную часть расходов бедных слоев населения на воду с учетом ряда критериев путем прямого субсидирования. Превысив минимальный уровень потребления воды, потребители должны будут оплачивать каждую использованную сверх нормы единицу воды по прогрессивно растущим тарифам. Такие меры позволят поддерживать баланс между уровнем цен на воду и уровнем издержек на ее поставку и очистку.
     
     Подготовлено Департаментом общественной ин4)ормации ООН - ДОИ/2293 Е - Февраль 2003
     


Автор: Станислав Власенко прочтений: 2575 оценки: 0 от 0
© Свидетельство о публикации № 488
  Цена: 1 noo



Ваши комментарии

Пароль :

Комментарий :

Осталось символов

Доступна с мобильного телефона
Чат
Опросы
Музыка
Треки
НеForМат
Академия
Целит
Юрпомощь


О сервере


О проекте
Юмор
Работа
О нас

Earn&Play
Для контактов
skype:noo.inc


Этот сайт посвящен Георгию Гонгадзе, символу борьбы за свободу, журналисту, патриоту, человеку... Ukraine NBU Hrivnya rate
Russian ruble rate
Noo Web System



Редакция за авторские материалы ответственности не несет
стать автором
Micronoo Links Neformat Links Noo Links Chess Links Forex Links Bloodway

Идея и разработка
компании NOO
На сайт разработчика