Независимое аналитическое интернет-издание "Искра" это право на информацию.

Что есть государство без правосудия? Шайка разбойников, и только. © Блаженный Августин

На главную страницу

Парольный вход для авторов.

автор: c до

Вода без границ
Автор: Станислав Власенко      Дата: 31.03.2003 11:11


     Поскольку сегодня качество водных ресурсов ухудшается, а спрос на воду увеличивается, конкуренция среди потребителей водных ресурсов постепенно усиливается. Такая ситуация оказывает наибольшее дестабилизирующее влияние на развитие территорий, находящихся в бассейнах рек, которые пересекают государственные границы. Но опыт показывает, что потребность в совместном управлении водными ресурсами часто становится не причиной конфликтов, а поводом для сотрудничества.
     На сегодняшний день для развития плодотворного сотрудничества в области совместного водопользования существуют все необходимые предпосылки. В мире насчитывается 263 международных бассейна, которые пересекают политические границы двух или более государств. Эти бассейны, на территории которых проживает около 40 процентов населения планеты, занимают почти половину поверхности земли и содержат около 60 процентов запасов пресной воды. В пределах международных речных бассейнов частично находятся территории 145 государств, а 21 государство мира полностью располагается в их пределах.
     Во многих странах мира истощенные и загрязненные по причине стремительного роста населения и плохого управления ресурсы пресной воды уже сегодня становятся камнем преткновения для главных водопользователей:фермеров, производителей промышленных товаров и городских потребителей. Поэтому воды, которые пересекают национальные границы, имеют еще более важное стратегическое значение.
     Отдельные страны глубоко заинтересованы в том, чтобы использовать водные ресурсы с максимальной отдачей прежде, чем они выйдут из-под их политического контроля. Но на сегодняшний день государства мира не проявляют особого интереса к охране запасов пресной воды для водопользователей, проживающих вне их национальных границ. Такое положение дел также частично объясняется тем, что во многих регионах реки или озера являются национальными символами, и поэтому управление этими водными ресурсами становится национальным приоритетом.
     Помимо проблемы загрязнения водных ресурсов, причиной беспокойства для стран, чьи территории находятся вниз по течению рек, является создание дамб или деривационных каналов для обеспечения населения водой, ирригации, производства гидроэлектроэнергии или контроля уровня рек во избежание наводнений. Создание таких сооружений уменьшает количество воды, поступающей в государства, чьи территории находятся вниз по течению рек, а также сокращает количество воды, поступающей в моря, что нарушает природный баланс экосистем речных бассейнов. В результате повышенного спроса на воду устья таких больших рек как Ганг и Колорадо в определенное время года пересыхают, и вода не поступает в море. Фактически весь поток реки Колорадо полностью подчинен деятельности человека, что причиняет огромный вред окружающей среде близлежащих территорий и препятствует поступлению питательных веществ в море, в результате чего в этом регионе значительно сократилось количество рыбы.
     Поиски путей равноправного распределения водных ресурсов
     Несмотря на сложность существующих проблем, опыт показывает, что споры о правах на управление водными ресурсами могут решаться путем ведения переговоров. За последние 50 лет подобные споры стали причиной только 37 конфликтов с применением силы, в то время как за этот же период было подписано 150 мирных соглашений. Эти соглашения жизненно важны для государств, так как они делают международные отношения в области управления водными ресурсами более устойчивыми и предсказуемыми. Интересно, что историю международных соглашений в этой области можно проследить до 2500 года до нашей эры, когда два шумерских города-государства, Лагаша и Умма, заключили соглашение, которое положило конец затянувшемуся конфликту из-за притязаний каждой из сторон на воды реки Тигр. Считается, что это соглашение стало первым в истории документом такого рода. С тех пор было заключено множество других соглашений о совместном использовании водных ресурсов. Согласно Продовольственной и сельскохозяйственной Организации ООН, начиная с 805 года нашей эры было заключено более 3 600 соглашений, связанных с управлением международными водными ресурсами. Большинство из этих соглашений оговаривают проблемы навигации и демаркации.
     Но в прошлом столетии акцент соглашений в этой области сместился с проблем навигации на проблемы использования, развития, охраны и сохранения водных ресурсов.
     Существуют многочисленные примеры того, как непримиримые враги заключали между собой соглашения в области водопользования даже в условиях продолжающихся конфликтов по другим вопросам. Камбоджа, Лаос, Таиланд и Вьетнам при поддержке Организации Объединенных Наций успешно сотрудничали в конце пятидесятых годов в рамках Комиссии по Меконгу, прежде известной как Комитет по Меконгу, и активно обменивались технологиями в области водопользования в течение всей войны во Вьетнаме. Начиная с 1955 года, Израиль и Иордания при поддержке Соединенных Штатов Америки провели ряд переговоров по проблеме совместного использования вод реки Иордан, несмотря на то, что незадолго до этого они находились в состоянии войны. Комиссия по Инду, которая была учреждена при поддержке Всемирного банка, пережила две войны между Индией и Пакистаном. Для управления ресурсами бассейна реки Нил, на территории которого проживает 160 миллионов человек и находится 10 государств, в феврале 1999 года также был создан специализированный орган для борьбы с нищетой и поддержки экономического развития этого региона, а также для обеспечения равноправного водопользования и справедливого распределения выгод, полученных от использования общих водных ресурсов. Этот орган, функционирующий при поддержке Всемирного банка и Программы развития ООН, является временной структурой, место которой в будущем займет постоянный орган. Девять государств, территории которых находятся в бассейне реки Нигер, также договорились о создании подобного органа для углубления сотрудничества в этой области.
     Эти примеры отражают два важных аспекта международного сотрудничества в области управления водными ресурсами:
     необходимость создания специализированного учреждения для эффективной координации сотрудничества; и наличие поддержки хорошо финансируемой третьей стороны, которая пользуется доверием всех участников соглашения. Процесс ведения переговоров часто требует времени: для заключения соглашения по совместному использованию Инда потребовалось 10 лет; Ганга - ЗО; а Иордана - 40. В процессе заключения подобных соглашений необходимо создать атмосферу доверия и помочь странам понять, что они сами в силах решить свои проблемы. Так как процесс заключения соглашений часто затягивается на годы, финансовая поддержка имеет решающее значение. Несмотря на важность этой проблемы, страны-доноры выделяют слишком мало средств на совместное управление бассейнами рек.
     Задачи на будущее
     Подписание более 3 600 соглашений - это уже достижение само по себе, но при более тщательном рассмотрении, несложно заметить множество существенных недостатков. Для успешного управления водными ресурсами, прежде всего, необходимо разработать стандарты контроля и механизмы осуществления положений соглашений, а также определить условия распределения водных ресурсов с учетом наличия ресурсов и спроса на них.
     Принятая в 1997 году Конвенция Организации Объединенных Наций о ненавигационных видах использования международных водотоков является одним из международных инструментов, который регулирует совместное использование международных водных ресурсов. В Конвенции определены два ключевых принципа совместного водопользования: "равноправное и разумное использование" и "обязательство не причинять существенного вреда" соседям. Однако право определять, что именно эти положения подразумевают, принадлежит самим государствам. На сегодняшний день только 12 стран ратифицировали Конвенцию, но для ее вступления в силу необходимо, чтобы ее ратифицировали 35 государств.
     Среди экспертов существует единое мнение, что международные соглашения в области совместного управления водными ресурсами должны быть более конкретными. В них должны подробно описываться механизмы осуществления принятых решений и предусматриваться способы урегулирования конфликтов в случае необходимости. Улучшение сотрудничества в этой области также подразумевает определение ясных, но все же гибких стандартов качества воды и методов распределения водных ресурсов, которые бы учитывали гидрологические особенности той или иной местности, динамику бассейнов рек и общественные ценности регионов. Наконец, развитие в области управления международными водными ресурсами может потребовать создания некоторых механизмов компенсации, например, платежей за передачу прав на водопользование.
     
     Подготовлено Департаментом общественной информации ООН - ДОИ/2293 G - Февраль 2003
     1 /Мередит А. Джордано и Аэрон Т. Волф, "Совместное водопользование: управление международными трансграничными водными ресурсами в свете решений, принятых в Рио-де-Жанейро ", Форум по природным ресурсам. Том. 27: № 2
     


Автор: Станислав Власенко прочтений: 1985 оценки: 0 от 0
© Свидетельство о публикации № 489
  Цена: 1 noo



Ваши комментарии

Пароль :

Комментарий :

Осталось символов

Доступна с мобильного телефона
Чат
Опросы
Музыка
Треки
НеForМат
Академия
Целит
Юрпомощь


О сервере


О проекте
Юмор
Работа
О нас

Earn&Play
Для контактов
skype:noo.inc


Этот сайт посвящен Георгию Гонгадзе, символу борьбы за свободу, журналисту, патриоту, человеку... Ukraine NBU Hrivnya rate
Russian ruble rate
Noo Web System



Редакция за авторские материалы ответственности не несет
стать автором
Micronoo Links Neformat Links Noo Links Chess Links Forex Links Weapon Links

Идея и разработка
компании NOO
На сайт разработчика