|
| |||||||||
Болезнь приходит с экрана Автор: Арслана (Лидия Буцкая) Дата: 23.08.2005 08:54 Мы живем в окружении информационного поля, самый мощный источник которого – телевидение. У простого зрителя телевизор сегодня ассоциируются с сообщениями о террактах, преступности, повышении цен или отмене льгот. Лет пятнадцать назад вирус агрессивности на отечественные телеэкраны принесли первые, озвучиваемых тогда гнусавым голосом, видеофильмы, мультики с постоянными драками среди персонажей и сообщения информационных программ о межнациональных конфликтах. Это было внове, поэтому градус интереса к политике и иностранной телевизионной продукции в то время был весьма высок, а разговоры, например, о культуре стали менее популярны, чем яркие шоу и кинопроизведения на темы ужасов. А так как многим шоу, в силу их природы, свойственна агрессивность, то она и стала фактором завоевания внимания зрительской аудитории. Но предпочтения меняются и перемен людям сегодня хочется хотя бы потому, что вал однообразного телевизионного продукта просто забивает голову информацией. Хорошо еще, если она полезная и познавательная. Казалось бы именно такой должна быть информация подаваемая нам телепрограммами , носящими в своем названии слово «Здоровье». Ан нет - Даже при поверхностном обзоре информации по вопросам здоровья в электронных средствах массовой информации видно, что в большинстве своем это часть PR-кампаний фармацевтических препаратов, фирм—изготовителей медицинского оборудования, тренажеров, других медицинских услуг, отдельных методов и методик, а также сомнительных личностей, так называемых целителей. Более того, зрителя программируют на неосознанное потребление часто вредного для его здоровья продукта. И медики убеждены, что недобросовестная реклама — явление неприемлемое. В мире хорошо помнят трагедию 1960-х, когда в результате приема беременными женщинами "невинных" успокоительных средств на свет начали появляться дети с врожденными увечьями. Актуальность этой проблемы спустя десятилетия отнюдь не снизилась. Сегодня наша беседа касается основного вопроса – быть или не быть. И на эту тему беседует врач, специалист по спортивной медицине, санологии и биоэтике, президент общественной организации «Экология и здоровье», тележурналист с 10-летним стажем Буцкая Лидия и независимый обозреватель украинской газеты «Киевский телеграф» Юрий Сторчак. ИНФОРМАЦИЯ СМИ всего мира сегодня зависят от денег рекламодателей, а фармакологический бизнес является четвертым по прибыльности после торговли наркотиками, оружием и игрового бизнеса. В то же время механизм регулирования отношений между средствами массовой информации, медициной и потребителями медицинских услуг отсутствует. А информационное пространство и общая культурная парадигма общества требуют оздоровления. В среде врачей, этот вопрос был поднят на III Международном конгрессе по биоэтике, в 2002 году, прошедшем одновременно с Панафриканским международным биоэтическим симпозиумом в Кейптауне (ЮАР) по инициативе украинского врача, журналиста , автора и ведущей нескольких «эфирных» телепроектов о здоровье (Украинское национальное Телевиденье) Буцкой Лидии. Благодаря представленным ею научным наблюдениям в центре внимания собравшихся специалистов из разных стран в этот раз оказались средства массовой информации и их роль в решении нравственных и этических проблем общества. Подобные конгрессы проходят раз в три года и, как правило, в странах, где наиболее остро ощущаются проблемы, изучаемые биоэтикой (первые два прошли в Индии и Японии). Лидия Буцкая: «Сегодня медицинская наука в состоянии предложить способы борьбы практически против всех заболеваний, но в то же время она отчасти утратила свое "человеческое лицо". Некритично относясь к научным исследованиям и прогрессу, некоторые врачи слишком увлеклись экспериментами. Это породило новые медицинские и одновременно нравственные проблемы: клонирование, генная инженерия, пересадка человеческих органов, эвтаназия, отношение к человеческим останкам, курение, утилизация мусора и многие другие, изучением которых и занимается биоэтика.» Лидия Буцкая впервые подняла вопрос о необходимости взаимодействии врача и масс–медиа в своих авторских телепрограммах – 1996-2000 годы, затем уже в медицинской среде на Первом Украинском Международном Конгрессе по Биоэтике, который состоялся в Киеве в 2001году. В 2004 году – она опять старалась обратить внимание своих коллег, в том числе и тех , кто представлял на Конгрессе Россию, СНГ, на то, что создание телевизионного продукта, который бы нес своей аудитории здоровье, а не разрушение – это прежде всего задача врача. «Лечить нужно не болезнь, не человека, а среду, в которой этот человек рождается, воспитывается, живет, рождая себе подобных.» - утверждает доктор Буцкая. К сожалению пока что это был поистине глас вопиющего в пустыне. Лидия Буцкая: «Мировая практика свидетельствует о нежелании медиков активно сотрудничать с масс-медиа. В то время как общественности необходимо получение максимум объективной и правдивой информации для создания соответствующих государственных и общественных учреждений, правового пространства. Констатируя сложившуюся ситуацию, основное положение резолюции Конгресса, принятой представителями США, Великобритании, ряда африканских и других стран вменило в обязанность медикам активно сотрудничать со СМИ и взаимодействовать с ними в подготовке соответствующих проектов». "Любая болезнь есть продукт взаимодействия с обществом, — убеждена доктор Буцкая. — Она раскладывается на физическую, психологическую, духовную составляющие, и для ее лечения врачи должны работать в тесной связке с обществом. В то же время средства массовой информации, особенно электронные, — интеграционный орган общества, один из мощнейших факторов влияния на мировосприятие как отдельного человека, так и общества в целом. Именно они формируют информационное поле каждого индивидуума. Можно даже сказать, что общество осознает себя через СМИ, поскольку именно печать и телевидение поднимают все возможные этические императивы, актуализируют информацию, воздействуют на детей и подростков, определяют действия человека в типичных, а главное — в нетипичных для него ситуациях. Ведь мы поступаем и думаем так, как это принято делать в нашем обществе. Поэтому кто как не СМИ должны нести основную нагрузку в развитии и становлении отношения общества к вопросам и проблемам биоэтического характера.» .Как это ни странно, но журналисты лучше понимают роль телевиденья и его влияние на здоровье человека чем врачи. Эб этом говорят темы двух крупнейших в мире современного телевиденья СНГ телефорумов – ялтинского телефорума «Вместе» и седьмого Евразийского телефорума, который состоялся в октябре этого года в Москве. Наверное поэтому стало возможным рождение нового медико-журналистского проекта, основателями которого стали журналисты и медики Украины и России «Миры здоровья – Украина-Русь 2006», задачей которого стало создание движения за духовность. нравственность медиа-продукции, и главное превращение ее в инструмент душевного, духовного и физического оздоровления нации. Психология телезрелища ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ Юрий Сторчак «Неоднократно поднимая темы психологии в своих статьях я заметил, что взрослые считают ужасным то, что не всегда является таковым для детей. К тому же фильмы ужасов не одинаково воспринимаются разными детьми: при определенных условиях, влияние кино на психику может оказаться деструктивным». Л.Б. «Несмотря на то, что большинство специалистов в области психологии убеждены, что детские страхи должны быть пережиты и осмыслены в детстве, большинство взрослых не одобряют увлечения детей ужастиками, поскольку убеждены во вредности таких фильмов. И это вполне справедливо, так как замечено что дети часто просматривающие именно такие фильмы лишаются части своих важнейших интересов и функций, их эмоциональная жизнь обедняется, что приводит к ранней и односторонней интеллектуализации психики. Отсутствием грамотного построения с точки зрения психологии отличаются как молодежные, так и детские передачи. Дети сегодня телевизор смотрят много и при этом легко подхватывают (ведь детская психика пластичнее и уязвимее, чем у взрослых) те психоэмоциональные проявления, которыми заполнен эфир. Поэтому, делая телевидение для маленьких зрителей, важно учитывать, как они отреагируют на ту или иную ситуацию на экране». Ю.С. «Если уж говорить о детях, то нельзя обойти вниманием тот факт, что они лицезреют и всю ту жестокость и насилие, которые идут во «взрослом» эфире – трупы с отрезанными конечностями, криминальные сюжеты, демонстрации половых актов… Что это привнесёт в психику ребёнка, чему могут научить инфернальные сюжеты, невнятные «чернушные» персонажи, олигархи и блатота, можно догадаться, зная, что сегодня дети играют в героев сериала «Антикиллер», а готовятся – в персонажи «Ночного дозора»». НУЖНЫ ЛИ ТРАГЕДИИ ГОЛУБОМУ ЭКРАНУ Юрий Сторчак: «Исследуя первопричины это вопроса как журналист, я заметил, что несмотря на то что психологи периодически приглашаются в телевизионные программы в качестве консультантов и экспертов, психология редко используется при концептуальной разработке самих программ. Телевизионщики мало внимания обращают, например, на то как на физиологию человека, его восприятие содержания программ и рекламы влияет, например, время суток. Анализируя же влияние телевидения на эмоциональную сферу человека можно гораздо комфортнее выстраивать коммуникации со зрителем, находить баланс между успешным ведением медиа-бизнеса и социальной ответственностью производителей телепродукции.» Лидия Буцкая: «Или возьмем другую сторону психологии восприятия телевизионного зрелища. Психика на 95 % состоит из эмоционально-чувственной сферы. Выступающий в эфире человек, в нужный момент может оказаться не в наилучшем эмоциональном состоянии. И если эмоции человека начинают выдавать его состояние в кадре, зритель может не воспринять какую-либо формально-логическую мысль, не поверить, тому, кто ее высказывает и т.д. И тут опять же дело в психологии. Главными темами выпусков теленовостей нередко становятся крупные трагедии. Это привлекает внимание зрителей и влияет на их психоэмоциональное состояние. Мозг человека запоминает первую и последнюю мысль. Поэтому главную позитивную информацию стоит подавать вначале и в конце программы. Если же первая информация негативная, тогда и вся остальная будет восприниматься как «взрыв», который даже когда человек выключает телевизор остается у него в голове. Психологи считают, что рассказывать о террактах, катастрофах или авариях нужно не угнетая психоэмоциональное состояние человека, а пробуждая к позитивным действиям. Иначе на психике человека остаются маленькие рубцы, которые со временем могут превращаться в шрамы». Ю.С. «К сожалению ТВ в ряде своих проявлений способно довести человека до состояния страха, безысходности и обреченности. В этой связи отрадно, что продолжительность информационных программ на многих каналах сегодня сокращается. Затрагивание темных сторон души и деятельности человека для телеканалов – это рейтинг и прибыль… Но негатив нужно уметь правильно показывать. Ведь если цель показа зла и жестокости, – вызвать у людей его неприятие с одной стороны, а с другой пробудить сопереживание, сострадание, то она явно не достигается, потому что молодежь, смотрящая содержащий все это телепродукт, не возмущается, а наоборот берет на вооружение увиденные сюжеты. Если цель передачи вскрытие социальных проблем и больше ничего, то что людям с этим делать дальше? Ведь решение проблемы при этом не ищется». Л.Б. «Внимательно смотря телевизор можно заметить, что аудитория ток-шоу, и прямых эфиров чаще всего совершенно не подготовлена и это создает напряжение. Авторы этих программ естественно хотят создать интригу, но как раз для этого всех приглашаемых в студию необходимо готовить. А без этого получается, что в таких программах ситуации не разрешаются, а лишь выплескиваются различные точки зрения и эмоции, при этом люди демонстрируют свое неумение слышать друг друга. В итоге – ни интриги, ни дискуссии». Юрий Сторчак: «Результаты ряда исследований, проведенных в США, свидетельствуют, что телепередачи и фильмы, содержащие акты насилия, являются причиной 15-20% актов насилия, совершающихся в реальной жизни. Телеагрессии особенно подвержены дети и подростки. По данным Американской медицинской ассоциации, за годы, проведенные в школе, среднестатистический ребенок видит по телевидению восемь тысяч убийств и сто тысяч актов насилия. Телевидение негативно влияет и на нравственность американского общества. К примеру, в фильмах и «мыле», транслирующихся на четырех ведущих телеканалах США, фактически рекламируется распущенность. В 91% эпизодов, показывающих сексуальную связь между мужчинами и женщинами, половые партнеры не состоят в браке. По свидетельству мировых рейтингов, к самым популярным видам киноискусства на Западе относятся фильмы ужасов. Им отдают предпочтение более 70% взрослых зрителей. В Украине этот жанр хорошо востребован почти 18% граждан зрелого возраста.» ИНФОРМАЦИЯ У многих граждан Украины-Руси подчас не хватает денег на газеты и журналы. А проблемы биоэтики, нравственности интересует всего 20% населения (официально) и единственным средством реализации их интереса остается телевидение, в задачи которого входит объединение людей на основе общих ценностей, чему должны служить научно-популярные фильмы и программы. На самом же деле факты – вещь упрямая и свидетельствуют они об обратном. Юрий Сторчак: «По количеству насилия на телеэкране Украина догоняет мощные телевизионные державы. В эфире того или иного украинского телеканала зритель в среднем каждые 16 минут может видеть сцены насилия. В прайм-тайм с 19.00 до 23.00 этот средний временной промежуток уменьшается до 12 минут. Для сравнения в России соответствующий показатель составляет 15 и 10 минут, в США – 15 и 6 минут». Возникает естественный вопрос: А не нужна ли нам ЦЕНЗУРА. Юрий Сторчак: «Социологи утверждают, что общество, ранее боровшееся с проявлениями цензуры, одобрило бы сегодня ее наличие в СМИ в отношении негативной информации и «чернухи», льющихся из всевозможных медиа. Например, в России, согласно данным, полученным в результате многочисленных исследований в 2003 и 2004 годах, введение цензуры в газетах и на телевидении поддерживают более 70% граждан. Из них 32% считают эту меру обязательной, а 39% склонны ее в целом одобрить. Против цензуры выступают только 27% опрошенных. На заре демократических преобразований отечественные СМИ по доверию к ним граждан занимали второе место после парламента. Но с начала 1990-х годов эти общественные институты прошли длинный путь, закончившийся падением к ним доверия населения. По мнению социологов отечественные масс-медиа на сегодняшний день заимели дурную славу у читателей и зрителей, потому что: никто не любит плохих новостей и гонцов, которые их приносят; эти информационные источники не независимы и в них есть заказные материалы. Из-за всего этого у народа возникает желание подвергнуть отечественные медиа цензуре. Хотя, что интересно, в минувшие годы отечественная пресса развивалась в соответствии с мировым тенденциями и была ориентирована на создание сенсаций. Поэтому естественно, что она проявляла интерес к насилию во всех его проявлениях, в частности к сексу. Более всего недовольны окружающим их сегодня информационным полем пожилые люди, которые помнят телевидение без «секса и насилия». Молодежь просто удовлетворена масс-медиа, а среди людей среднего возраста предпочтения разделились примерно поровну. Подавляющее большинство зрителей негативно относятся к звучанию с экрана ТВ ненормативной лексики. Они считают употребление матерных выражений недопустимым проявлением распущенности. Хотя есть другие мнения: если мат используется в качестве необходимого художественного средства – его употребление допустимо; и если мат часто употребляется в общении между людьми, то запрещение его в эфире – это ханжество. Как показывают опросы, молодежь более терпима к ненормативной лексике, чем люди старшего поколения. Молодые чаще других видят в ней художественное средство или неотъемлемый элемент отражения жизни в художественных произведениях Лидия Буцкая «В мире идет война – информационная война, когда людей убивают не столько физически, сколько морально, нравственно, интеллектуально тем, что посредством всех имеющихся в арсенале телевиденья средств – зрелищность, яркость, авторитетность, регулярность, ассоциативность и прочее, «приучают» к токсикомании, алексии, хамству и бескультурию, внушают агрессивный, конфликтный, беспринципный и эгоистичный принцип поведения и решения жизненных проблем, навязывают продукцию, употребление которой, и это доказано, ведет к ожирению, раку, атеросклерозу, пропагандируют образ жизни мыслей, которые исключает спорт, творчество, учебу, работу как таковую, превращают в анахронизм любые человеческие духовные и душевные ценности, заменяя их пустым и мимолетным удовлетворением инстинктов и мелких честолюбивых желаний… Удивительно то что руководители этих каналов, закупающие либо создающие подобную продукцию забывают о том что деградация и вырождение , которые естественным образом становятся результатом воспитания нации, вырастающей на такой идеологии, обязательно и в первую очередь коснутся их собственных детей, внуков и правнуков. В то же время понятно, что они косвенным образом выполняют заказ самого зрителя, который пассивно, тем , что уже является зрителем, так или иначе выражает одобрение этой пагубной тенденции. Как будто кто-то стремится заставить нас забыть о той главной черте, которая отличает Человека от животного – его духовности, потребности в развитии, и творчестве, необходимости в общении с себе подобными и любви независимо от прагматики и инстинктов, даже порой вопреки им. К сожалению, кроме демонстрации хвастовства, жажды наживы, перечисления наград, дешевых слез, современному ТВ особо похвастаться нечем. А ведь та добрая информационная среда, которую может создать телевидение, способна помочь избавляться от болезней. Хотя сегодня она их создает» Лидия Буцкая: «Что касается Украины и России, то в их информационном поле в основном присутствует две тенденции – первая - гипердевиация (агрессия, цинизм, гомосексуализм, жестокость, ценности криминального мира и т. д.), вторая, встречается в отдельных присутствующих на экране произведениях в стиле «фэнтези», это навязываемое так называемое патологическое сознание, что ведет к формированию искривленного мировоззрения и ценностной дезориентации личности. Как ограничить это влияние? Средство лишь одно - запрет на показ по телевидению до 22.00 фильмов со сценами насилия. С другой стороны, влиять на эмоциональное состояние зрителя в той или иной степени или форме свойственно практически всем видам телевизионного контента. Когда это влияние осуществляется в форме атаки, рождаются такие телешоу как «Алчность», «Слабое звено», «Последний герой» и другие. Весьма показательно в этом ряду, одно из последних достижений продюсерской мысли – «Естественный отбор». Никак не обойти вниманием тот факт, что главной темой многих популярных телепрограмм становятся деструктивные аспекты межличностных отношений взрослых мужчин и женщин. Самый яркий пример – «Окна» Подобного рода программы, играя на таких негативных проявлениях свойственных человечесукой психике как любопытство, зависть, ревность, страх, агрессия, высокомерие, жажда власти, денег и славы любой ценой, разрушают психику и зрителя и участника, так как в итоге ничего кроме психологической пустоты, безысходности и злости не несут. Может быть именно благодаря таким проектам – в наших странах суицид по данным ВООЗ, уведичился за последние 5-6 лет почти на 60 %». Юрий Сторчак: «Ученые подсчитали, что более 65% эпизодов, содержащих насилие, составляют те из них, в которых агрессорами на телеэкране выступают мужчины. Женщины же более склонны прибегать к вербальной и косвенной агрессии. Немалый заряд агрессии несут и различные информационные программы, которые к тому же наиболее часто появляются на экране. Их содержание перенасыщено изображением насилия в эмоционально холодной манере изложения. Акты агрессивного поведения зачастую содержатся в спортивных программах, прежде всего, – трансляции боевых единоборств. Редкой на экранах является разве что детская агрессия и агрессивные сцены с участием представителей животного мира. Так сегодня человеческому сообществу в самый раз понаблюдать и поучиться чему-то у братьев наших меньших.» Результаты ряда исследований, проведенных в США, свидетельствуют, что телепередачи и фильмы, содержащие акты насилия, являются причиной 15-20% актов насилия, совершающихся в реальной жизни. Телеагрессии особенно подвержены дети и подростки. По данным Американской медицинской ассоциации, за годы, проведенные в школе, среднестатистический ребенок видит по телевидению восемь тысяч убийств и сто тысяч актов насилия. Телевидение негативно влияет и на нравственность американского общества. К примеру, в фильмах и «мыле», транслирующихся на четырех ведущих телеканалах США, фактически рекламируется распущенность. В 91% эпизодов, показывающих сексуальную связь между мужчинами и женщинами, половые партнеры не состоят в браке. По свидетельству мировых рейтингов, к самым популярным видам киноискусства на Западе относятся фильмы ужасов. Им отдают предпочтение более 70% взрослых зрителей. В Украине этот жанр хорошо востребован почти 18% граждан зрелого возраста. Л.Б. «Дальше констатации того, что телеэкран к зрителю, зачастую, отнюдь не ласков, дело, в сущности, не движется. И причина этого в немалой степени в том, что нет четкого определения того, что же понимать под сценами насилия. Саму агрессию, конечно, разделяют на физическую (намеренное использование физической силы с целью причинения вреда), косвенную и вербальную, но вот, что касается определения их границ, тут ситуация напоминает спор о том, что считать эротикой, а что порнографией. Телевизионный продукт с одной стороны претендует на то, чтобы считаться произведением искусства, с другой – это бизнес. Но в том и другом случае он, по определению, затрагивает и сознание и подсознание. Например, итальянский телесериал «Спрут» нельзя назвать жестоким, потому что в нем показаны человеческие эмоции и реакции на эпизоды насилия, то есть восприятие их как драмы и трагедии. А с фильмом «Молитва за гетьмана Мазепу» все наоборот – разве это не проявление жестокости на киноэкране? Хотя все происходящее в нем, включая реки крови и отрезанные головы, и выглядит как сказка, а не реальность. Но ведь восприятие индивидуально. « Ю.С. «Да, события фильмов ужасов происходят в символическим мире, существующем лишь на экране телевизора. И персонажи этого, основанного на других законах мира, не встречаются в мире реальном. Но в этом основная угроза влияния этих произведений на психику человека. Так известен случай, когда маленький мальчик убил своего младшего братика, просто потому что ему казалось, что в жизни, как и на экране, наносить удары по живому человеку – это не больно и не страшно. ИНФОРМАЦИЯ Результаты исследований реакции эндокринной системы мужчин и женщин, проведенных учеными из Университета Мичигана (США) свидетельствуют о том, что при просмотре кинофильмов у людей изменяется уровень половых гормонов. Так, мелодрамы способны повысить уровень прогестерона у мужчин и женщин на 10%, любовные истории снизить уровень тестостерона, а значит и агрессивность у мужчин, в то время как у женщин уровень этого гормона в крови останется неизменным. Криминальные драмы и боевики могут повысить уровень тестостерона в крови мужчин на треть Л.Б. К чему это приводит мы видим по статистике разводов, терористических актов, бандитизма, травматизма, аварийности на дорогах, о результате телевоздействия говорит рост смертности, заболеваемости, в особенности сердечно-сосудистыми болезнями, онкологией, ежегодное увеличение разводов и уменьшение браков, падение рождаемости…… Кстати отсутствие агрессивности на телеэкране – это необходимая характеристика семейного телевидения, особенно актуального для нашего сегодняшнего общества, в котором понятие семья и ее традиционные ценности претерпевают значительные изменения. Примерами такого телевидения могут служить «НТВ - Детский мир» и российский телеканал «Культура». ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД? Л.Б. «Выход один – понять что если тело человека на 80 процентов состоит из воды, то его психика на 80 % состоит из той информации, которую он в себя вобрал, понять что именно информация творит нас и мир , в котором мы живем. Если мы хотим жить, та информация, которую мы передаем друг другу должна в себе нести жизнь и любовь – потому что только подобное рождает подобное» Ю.С. «Изменив себя – через понимание мы должны сделать следующий шаг – изменить то что мы создаем – возможно вопреки социуму, но именно потому что мы есть его частицей.Мы сами долны создать свои Миры здоровья Украина-Русь 2006» Автор: Арслана (Лидия Буцкая)
прочтений: 1082 оценки: 0 от 0
© Свидетельство о публикации № 1757 Цена: 1 noo
Ваши комментарии |
|
|
Опросы Музыка Треки НеForМат Академия Целит Юрпомощь О сервере Биржа Магазин Платежная Форекс Для контактов skype:noo.inc ![]() ![]() ![]() |
|
Редакция за авторские материалы ответственности не несет стать автором |
|
компании NOO ![]() |